Искусство : Литература : Александр Шишкин
БиографияПрозаПоэзияАрхив и критикаВаши отклики


Ваши отклики
   Здесь Вы можете передать Ваше впечатление от работ просмотренной авторской экспозиции, высказать свои мысли по поводу представленных критических материалов, оставить свой отклик.


Добавить сообщение

Страница 1 из 2 (Всего сообщений: 5)[ Назад | Вперед ]

14-10-2005 14:11 => Рита (Little-rabbit@yandexx.ru)
Тема: Сочинение на вольную тему.
Сообщение: Копалась в нете. Нашла Шишкина. Неудивительно.
Он из тех, кому одной жизни "маловато будет", амплитуда от - бесконечности до + бесконечности.
Творчество - это выход накопленного, это понятно. У одних накопленное - это надпись на заборе( в лучшем случае). В худшем - фашистская свастика( без слов). У него вя жизнь творчество( я знаю его и его семью) с детства. И скажу так: " Если тебе не хватает одной жизни - живи две!"

... Живи! Когда придет пора проститься,
Со всеми, кто свидетели и судьи,
Проси о том, чтоб снова возродиться
И узнавать всех тех, кто рядом будет.


Уварова Рита.

21-06-2005 23:45 => Протоиерей Александр Волохов (nomail@mail.ru)
Тема: Без темы
Сообщение: Я не могу критиковать Александра Шишкина - в юности он приютил меня, бездомного, а утром догнал на лестнице и сунул в руку котлету. Он сам об этом теперь уже вряд ли помнит. Вообще, в нашей юности он был учителем и человеком, открывающим новые пространства. Он мог запросто подготовиться и прочитать четырем молокососам лекцию о Бердяеве или “Бесах” Достоевского. Его общение с тобой всегда было концептуальным и оставляло след. «Ершалаим - моя столица. Два Гоголя и семь высотных зданий» - было цитатой...
Можно поступить так - представить себе, что Александр Павлович Шишкин давно уже классик, что где-то висит мемориальная доска, и продаются шоколадки “Сказки Шишкина”, что (самое главное!) биография его известна, что “Тело души” - книга, о которой много писали. И вот теперь надо написать что-то еще, чтобы публика по-новому увидела известного поэта.
Предположим, что его уже привычно сравнивают с Рембо и говорят, что его заработки в разы перекрыли таможенные успехи французского поэта, а он пишет и пишет стихи. Бесконечное количество раз уже писалось о том, что если «CORPUS ANIMAE» хорошенько выжать, вытряхнуть и просушить, он бы легко соперничал с “Пьяным кораблем”. Люди, знавшие его лично, уже писали, что Фил Александр видимо действительно существует, потому что поэт Александр Шишкин и человек Александр Шишкин есть как минимум три совершенно разных человека. Это все уже давно сказано и известно, давно уже историей литературы усвоено, личной энергией Александра Павловича поставлено на то место, которое он считал для себя достойным. Придется предположить и еще одну вещь - уже написана объемная концептуальная работа по истории российской поэзии, где проведено деление на поэзию фонетическую, где основой является слово звучащее, где крайне важно место слова в языке и внутренняя, коренная связь его с другими словами. Эталоном здесь служит Осип Мандельштам. И поэзию морфологическую, смысловую, где слово есть инструмент, организующий мысли и чувства автора. Это и есть главное отличие - в одном случае поэт сравнивается с приемником, в другом с динамиком. Во втором случае царем горы является Иосиф Бродский. И вот, непонятно, правда, с каких таких резонов, седой подмосковный протоиерей, решил вдруг, вспомнив друга юности, порассуждать на эти темы.
...Фил Александр видимо действительно существует - поэт Александр Шишкин, прихожанин Александр и финансист Александр Павлович Шишкин - три совершенно разных существа. Между ними нет даже общих границ - они просто очень далеки друг от друга...
(Потом опять о том, что книга велика, что сейчас уже никто не поверит, что “Хенесси” выпускаемый сотнями тысяч литров может быть настоящим коньяком...)
...Он пытается идти поперек рельс, по которым движется русская поэзия и продолжает писать так, как будто не было Еременко и Жданова, Парщикова и Сосноры...
...И все-таки почти все поэты - планеты, их механически тянет к более крупным небесным телам. Александра Павловича тянет не лично к Бродскому, а к вершинам морфологической поэзии. Ему нравится описывать оболочку мира, и он верит в то, что язык может добиться точных формулировок в этих описаниях... “Стоптанные камни” - эхо не Элиота и не Сен-Жен Перса, а проверка дистанции с Иосифом Бродским...
...И Осип Мандельштам, и Иосиф Бродский никак не растворятся в русской поэзии окончательно - где угодно, практически, можно найти обломки и фрагменты...
“...Сегодня ночью, не солгу...” (далее текст целиком), а у Шишкина “Эх, беспалые, безглазые...” (далее текст целиком). Кроме внешнего – “Плат узорный до бровей” - “...хоть шаль, хоть что, хоть полушалок...”, - мы чувствуем еще какое-то внутреннее тяготение. Если в этот ряд поставить: “пускай художник-паразит другой пейзаж изобразит” (текст целиком) картина окончательно сложится и мы увидим совершенно естественное движение, похожее на движение вниз по винтовой лестнице, от магических несоединимостей сна “...в солонке нож и вместо хлеба - еж брюхатый...” к чистому аду оболочки мироздания, где вся красота в томительном несоответствии возможного и произошедшего, за золотушным грачом, бабы, самогон, след от споротых погон, после чего следует куча на полу, и только чужбина меняет фокус родных реальностей...
(Далее идет пассаж о сознательном движении литературы вниз, к низкому в человеке, к потере способности изображать и развитии способности фиксировать...)
...Если бы Александр Шишкин был бы предшественником Бродского, то он выглядел бы, как звено естественного развития этой тенденции. А так, можно сказать, он тот, кто пытается двигаться назад - именно поэтому он и недостаточно радикален...
...Именно поэтому он пытается писать всё - циклы стихов, сюжетные поэмы, бессюжетные поэмы, хокку и афоризмы. Он пытается материально покрыть большое расстояние, как ему кажется, разрыв, произошедший не столько в самом современном стихосложении, сколько в мировоззрении...
...Он пытается вернуться к развилке этого пути, но, во-первых, это очень далеко, а, во-вторых, развилка эта, скорее всего, виртуальна, как полюса и меридианы, она есть только в теории и истории литературы...

Собственно говоря, и всё - потому что далее мысль старого протоиерея окончательно отделяется от рассматриваемого предмета, становится все более и более общей, а потому никому уже не интересной...

21-06-2005 23:44 => Михаил Белоплотов (nomail@mail.ru)
Тема: Совершенное время (книга – как жанр)
Сообщение: Представьте себе, ходят по Москве люди и спрашивают друг друга: «Вы видели эту книгу?» «А вы видели эту книгу?» и автор, - то ли Пушкин, то ли Шишкин, - стихи. Я, конечно, придерживаюсь старого доброго принципа: «мы ленивы и не любопытны», - слухи эти с ушей стряхиваю, не обращаю на них внимания. Своих забот выше головы, чтобы еще какими-то книгами, да еще стихами, любопытствовать. Но шепот этот общий все догоняет: «… шикарно издано! Жесткая белая обложка в прозрачном супере. Название какое-то мутное, то ли «Душа мертвеца», то ли «Тело духа», - «Corpus Animae»… а внутри – все стихи. Каждый стишок – на отдельной белой странице. И страниц – тыща с лишним…» совсем, думаю, народ сбрендил, - о стихах заговорил! Что им – Гребенщикова с Пилевиным мало?.. И упорно от этой книги отмахиваюсь. Слышу, два литератора разговаривают: «Представьте, никому не известный поэт издал книгу своих стихов в 797 страниц! И полиграфия – выше всяких похвал. Хамство какое! Да, интеллигентный человек не может себе такого позволить. И фамилия – Шишкин какой-то! Да по России Шишкиных – тыщи, а если каждый будет книги издавать?..»
Все! Допекли меня эти разговоры! Принялся я книгу Шишкина искать. Тем более, - когда у нас в последний раз говорили, - ни в прессе, ни в телеящике, - а в людях – о книге стихов?.. Нашел несколько рецензий и отзывов в Интернете и в двух-трех не самых видных газетах. Нашел и саму книгу, - на столе у одного поэта. И от него же услышал искреннее: «Книга – великолепна! Вот так и надо издавать стихи». И действительно, книга стоит того, что бы ее бережно взять в руки.
Александр Шишкин. «Corpus Animae». Москва. 2003. ООО «Союз Дизайн». Иллюстрации А.Смирнов. 800 стр.
Я раскрыл книгу и стал перелистывать белые плотные страницы с черными столбцами стихов, останавливаясь, читая. Когда я оторвался от чтения, за окном уже стемнело. Книгу с полной определенностью можно назвать явлением, и не только в современном книгоиздании, но и в литературе. Настаиваю: это не сборник стихов, собранных по всем годам жизни автора, это именно книга, несущая единый образ - и автора, и нашего общего времени. Точнее сказать, книга настаивает, что нет времени, - в том, сегодняшнем, - давящем значении, но есть человек во времени – со всей своей индивидуальностью, мыслями, отношениями. Время и обстоятельства (на что мы так любим списывать наши неудачи и незадачи) не могут стереть человека до нуля, человек всегда остается. Если он, конечно, ощущает себя человеком. А поэт – это прежде всего человек.

И себя презираешь – непотребен и гадок
Этот вечный похабный языка перегар,
Что солдат, продавщиц, хулиганов
Стал обслуживать как слуга.

И сквозь зубы, чтоб поняли, плоти
Разложившиеся куски,
Выворачиваешь при народе:
- Господи! – раздели языки!

Чтобы держаться во времени, ни над ним, и не под ним, в его тине, следует понимать себя поэтом, то есть человеком независимым. Тогда возможно «читать» свое время – как книгу, и жить в нем – не теряясь. А пока не можешь прочесть свою такую книгу, можешь прочесть А.Шишкина. Такое чтение даже целебно, в здоровом смысле слова.

Мне голос не дан, чтоб командовать людьми.
Лишь понимать их - раздражение от флага,
И цвета, и дождя, в которых мы
Промокли, как газетная бумага.
Но с теми, кто мне руку даст,
Готов делить насилие над волей.
И, будучи собою недоволен,
Пустой карман зашью, чтобы беда
Не по карманам, а над головою…

Книга написана в совершенном времени, то есть во времени совершенном, осуществившемся. Нередко случается так, что человек вроде бы живет, но его как бы не существует, он не может пробиться сквозь толщу своего несовершившегося времени, и потому общее время его не замечает, не принимает в расчет. Автор «Corpus Animae» человек безусловно существующий, это доказывается каждым стихом, притом – без усилий. Можно было бы поговорить еще о разнообразии жанров, ритмов, строфики, – но лучше прочесть саму книгу.