Искусство : Прикладное искусство : Валерий Филинин
Биография Экспозиция Выставки Критика Ваши отклики


Валентина Ефремова
ТАМ, ГДЕ РОЖДАЕТСЯ ЧУДО

Дорога из Пушкино до Сергиева Посада занимает немало времени, но оно пролетает быстро, когда смотришь из окна поезда — какая красота кругом! Россия здесь почти не изменилась с тех времен, когда была сама собой. Деревянные избы, поля, леса — эта картина рождает в душе предчувствие встречи с иной красотой, рожденной руками человека. И где же, как не на этой духовно богатой земле, может родиться художник, который посвятил свое творчество уникальному церковному искусству.

Красота и чудеса существуют рядом с нами, главное, суметь их увидеть.
Нам выпало большое счастье жить на уникальной территории России — в Подмосковье.
Подмосковье богато интереснейшими местами: это и старинные монастыри, основанные Сергием Радонежским и его учениками, и усадьбы, связанные с именами писателей, поэтов, художников, создавших великую русскую культуру, и старинные города, каждый из которых оставил свой след в истории России, значительный и неповторимый.
Очень привлекателен в этом плане для гостей из других областей России и зарубежья Сергиев Посад. Возможно потому, что атмосфера этого города наполнена добром, светом и божественностью. Да и как может быть иначе, ведь средоточием его является основанная в 1340 году Сергием Радонежским Лавра. Она — подлинная энциклопедия русского зодчества, ансамбль монастыря создавался 15-18 столетий!
Здесь же многие годы трудился один из самых ярчайших художников России — иконописец Андрей Рублев.
Но моя история будет о нашем современнике, талантливом художнике Филинине Валерии Ивановиче, которого подарил нам Сергиев Посад. Валерий Иванович художник особого рода, он пишет свои произведения без помощи красок и кистей. Его слугами являются дерево, инструменты для резьбы и линии, которые благодаря умелым рукам мастера превращаются в произведения искусства.
Валерий Иванович ждал нас в гости. Я сразу обратила внимание на глаза этого человека: они излучали добро и спокойствие, которое распространялось на все, что его окружало. Как уютно в его доме! Многое создано руками художника, и абсолютно во всем присутствует его душа. Нам предстоял интереснейший разговор о творческом пути, и самым лучшим местом для такой беседы была признана святая святых — мастерская. Мной овладел истинный восторг, и я сразу попала под очарование работ, которыми была наполнена эта комната. И это все под силу создать человеку?! Я с трепетом наблюдала за каждым движением мастера, а он начал свой рассказ:
— Окончил я Абрамцевское художественное училище и некоторое время занимался декоративной резьбой и оформлением интерьеров, классных кабинетов. Однако мне всегда хотелось вкладывать в свои работы больший смысл. Я русский человек, а история русской культуры основывается на церковном искусстве. Конечно, со временем под влиянием Европы сложилась и светская традиция, но все это имеет небольшое содержание. А вот в иконе есть сакральный смысл.
Очень интересна, кстати, судьба иконописи в России. Икона возникла еще до зарождения древнерусской культуры и получила распространение во всех православных странах. Важно, что нигде иконопись не достигла такого развития, как на Руси, нигде не создала столько шедевров и не стала на протяжении столетий излюбленным видом изобразительного искусства целого народа. А ведь школы иконописи возникали в Египте, Эфиопии, Грузии и других странах. В Древней Руси именно икона стала такой же классической формой искусства, как в Египте — рельеф, в Греции — статуя, а в Византии — мозаика.
Властно приковывая к себе взоры молящихся, иконы превращали даже самую убогую церквушку в сказочную сокровищницу линейных ритмов и звонких красочных сочетаний, создававших образный строй, исполненный волнующей одухотворенности. И также сияли они при свете лампады в крестьянской избе, просветляя своей утешительной гармонией жизнь русского человека, проходящую в заботах, раздумьях и тяжелом труде. А жизнь того времени, жестокая и бесправная, требовала какого-то утешения. Нет сомнения, красота иконы, столь созвучная красоте мечты о справедливом мире, скрашивала эту жизнь…
Домашний иконостас. Резьба, тонировка, липа, дуб. 2006Судьба русской иконы непроста. Были моменты в истории нашей страны, когда иконопись едва не постигло забвение. Значительную роль сыграли реформы Петра I, повернувшие Россию на Запад, и грозные события 1917 года, когда закрывались тысячи храмов, и уничтожались принадлежащие им вещи, в том числе и иконы. Но на земле, оберегаемой Богом и святыми, церковь сохраняет своих мастеров и традиции.
— Свою первую икону я вырезал в 1986 году, — продолжает художник, — это был Сергий Радонежский. Мне работа не понравилась. Хотелось сделать что-то максимально близкое к иконописи, но это очень сложная задача, ведь иконописцы используют в своих работах краски, линии и другие средства для подчеркивания содержания, а в моем распоряжении находились только линии и рельеф, получаемый за счет них.
Дело в руках настоящего мастера никогда не пропадет, и Валерий Иванович начал воплощать задуманное. Он начал изучение с самого начала, можно сказать, с фундамента — с истории иконописания. С риском для себя друзья художника выносили из духовных академий, где учились, книги по руководству к писанию икон, которые Валерий копировал, а потом опять превращал в добротные книги.
— Вот они и сейчас стоят на полке, — хвастается мастер. — В наше время достать их не составляет труда, а тогда это была целая история.
Полки в мастерской заставлены книгами на тему иконописи, истории икон, и разными другими, которые хоть как-то имеют отношение к тому, чем он занимается. Для настоящего мастера важна каждая деталь, мельчайшая линия и поэтому надо смотреть в глубину. Работа художника непроста, но она приносит свои плоды. На счету Валерия Ивановича многочисленные выставки на Родине и за границей. На родной земле он был участником широко известных Всероссийских Художественных выставок "Возрождение", "Преображение", "Наследие".
— В 1992 году в городе Урбино, что расположен в Италии, прошла моя персональная выставка. Тогда мы были одни из первых русских, которые показывали свое творчество в этих местах, нас даже снимало телевидение, и все с интересом наблюдали за нами.
После знакомства с режиссером, который занимался документальными фильмами о традиционном народном творчестве, я принял участие вместе с несколькими мастерами, в выставках в Париже и Женеве,— вспоминает мастер.
Однако ближе художнику Россия, и как только стало возможным трудиться на ее благо, он начал работать здесь. — В Большом Кремлевском Дворце мы реставрировали 3 царских трона,— Валерий Иванович достает аккуратно и с любовью составленный альбом и показывает мне фотографии.— А вот храм Воскресения в Москве, на бывшем Семеновском кладбище, резной иконостас — моя личная работа. Вот еще что интересно: совсем недавно один человек заказал мне сделать молельную комнату в его доме. Я сейчас этим и занимаюсь. Это одна из самых интересных работ.
Я смотрю фотографии и понимаю, что нахожусь рядом с талантливым человеком, а в нем нет ни гордыни, ни той самой "звездной болезни", которая присуща людям, не столь достойным называться талантливыми. А этот человек занимается делом ради самого дела. Он мог бы загордиться, — ведь сам князь Оболенский заказал ему вырезать икону Святого Михаила Черниговского, своего предка. Я вижу благодарственное письмо от князя из Брюсселя и в который раз удивляюсь заслугам моего собеседника.
— Я считаю себя в какой-то степени продолжателем древней традиции. Изначально резная икона имела значение выносной: ее могли брать в дорогу, в походы. Постепенно, с развитием печатного дела в стране, традиция резных икон стала исчезать, а значит, ее необходимо было кому-то возродить.
Пока в нашей стране есть такие мастера, ни о каком упадке русской культуры говорить не проходится. Их мало, но они есть. И мы можем по-настоящему гордиться, что живем с ними на одной земле.

Журнал "Тема" №4, май 2006


Валерий Филинин
СВЕТЛЫЙ МИР ДЕРЕВЯННОЙ ПЛАСТИКИ

Что может быть созвучно древнерусской иконе яркостью красок, многообразием форм и оригинальностью образов? Трудно найти нечто более близкое России с ее преданиями и легендами, нежели бытовая и монументальная деревянная резьба, плоский рельеф и скульптура. Лучшие образцы резных икон и крестов можно увидеть в Государственном Историческом музее, Третьяковской галерее, Русском музее и Музее имени Андрея Рублева.
В Новгороде, Ярославле, Ростове Великом, Суздале, Сергиев Посаде, Твери сложилась традиция резной иконы и резного креста, которая продолжается до сего времени. Из поколения в поколение передавалось на Руси мастерство художественной резьбы по дереву. Именно здесь, в стране лесов, были все условия для процветания этого вида искусства, прежде всего наличие добротного материала — древесины липы, которой под руками резчиков всегда было более чем достаточно. В православном церковном убранстве исключительной тонкости резные иконы и кресты, расписанные красками или сохраняющие фактуру натурального дерева, служили моленными образами и часто являлись храмовыми святынями.
Многие приемы художественной обработки дерева, применявшиеся древними мастерами, стали отличительными признаками работы русских резчиков: умение выделить общий силуэт и образ скульптуры, одновременно подчеркнув природную структуру дерева, любовь к украшению плоским орнаментом и не столько объемную, сколько рельефную трактовку формы.
Материалом для резьбы служила в основном липа, она пластична, доступна, однако резчики использовали также привозную древесину кипариса, почитавшуюся у христиан священной. Из кипариса, по приданию, был сколочен крест, на котором распяли Христа. На Руси в Средние века из кипариса обычно старались делать небольшие иконки-складни, кресты с весьма мелким рельефным изображением. Обычно это было доступно лишь очень богатым заказчикам.
Лучшие произведения рельефной лицевой резьбы, традиции которой сложились в XVI веке, созданы московскими мастерами. Пример тому — "Меленное место" Ивана Грозного в Успенском соборе Кремля.
Делая из дерева имитации драгоценного литья, резчики по дереву старались не уступать мастерам живописи ни в точности рисунка человеческих фигур, ни в тщательности и тонкости разделки их форм, черт лица, складок одежды, используя для одежды те же иконографические образцы, что и иконописцы. Мелкая пластика — вид резьбы, дающий представление о развитии ваяния на Руси с конца XI века. Сохранилось довольно много икон, вырезанных в ХV-XVII веках, среди которых произведения новгородских, псковских, московских, среднерусских и северных резчиков.
Одни иконы служили в качестве выносных, другие предназначались для установки на стенах крепостей и церквей в нишах-киотах. Рельефные иконы меньшего размера предназначались для личного пользования, были фамильными и принадлежали частным владельцам. Такие иконы брали в деловые поездки и военные походы. В историко-художественном музее Сергиев Посада сохранились образцы деревянной резной иконы, по которым можно проследить развитие традиций православной пластики с XV века до нашего времени. Здесь есть работы мастера Амвросия, ученика Сергия Радонежского (1460), иконки и складни И.С.Хрустачева (середина XIX века), И.А.Цирюльникова (конец XIX века) и Василия Петровича Ворноскова (начало XX века), который не только продолжил традицию, но и развил ее в новой технике плоскорельефной резьбы "абрамцево-кудринской" (Ворносковской). Современная традиционная резная икона представлена работами Анатолия Ивановича Сысолова, Валерия Ивановича Филинина, Степана Сергеевича Колесникова.

Журнал "ДЕКО", май-июнь 2006