Искусство : Живопись : Максим Кончаловский
Биография Экспозиция Выставки Критика Ваши отклики


Тамара Григорьева
50 ЛЕТ В ИСКУССТВЕ

Максим Владимирович Кончаловский — выдающийся деятель культуры России, и это звание ему присвоено пока не Правительством, а заслужил он его своими деяниями в сфере искусства, и любой человек, кто знает М.В.Кончаловского, подтвердит справедливость этого утверждения. Талантливый и разносторонне одаренный, приходясь внучатым племянником известному русскому художнику П.П.Кончаловскому (1876-1956), Максим Владимирович с раннего детства занимается изобразительным искусством. Начало же своей творческой деятельности он позиционирует с пятнадцатилетнего возраста.
К юбилею М.Кончаловского — 65-летию со дня рождения и 50-летию творчества — арт-студия "TAGRY" организовала персональную выставку художника, которая прошла с 20 января по 3 февраля 2006 года в залах Культурного центра Болгарского посольства. На экспозиции были представлены как детские рисунки, так и 44 живописных произведения разных лет: портреты, пейзажи, натюрморты, анималистика, а также 29 акварелей, написанных с натуры во время многочисленных гастрольных поездок по различным городам и странам. Его живопись автобиографична. Она отображает окружающий художника мир: улочки родной Москвы или тех городов, где ему приходилось бывать, портреты близких и друзей, любимых животных, а также любимые цветы, деревья. Для передачи своего видения мира, своего мироощущения художник пользуется только традиционными изобразительными формами — через линию, объем и цвет отражает фигуративный мир, достаточно точно, с большой долей лирического сочувствия. Ему удается избегать слащавости и приукрашиваний потому, что этот мир лично им пережит, он является его частью.
По своей основной профессии М.В.Кончаловский — пианист, заслуженный артист России, ученик Эмиля Гилельса, автор более двадцати концертных программ, объединяющих произведения живописи, поэзии, музыки в едином сценическом действии. Например, для программы концертов, посвященных какому-либо периоду истории искусства — романтизму, импрессионизму — или авторам разных эпох, близким по духу, подбираются соответствующие музыка, стихи, слайды картин. Синтез великолепного словесного, мелодического и визуального восприятий, изящество и изысканность подачи материала завораживают зрителя, и это, конечно, не только театр, но и культурно-просветительское действо. В своих концертах, а также телевизионных фильмах, которых у него около сорока, Максим Владимирович выступает как автор сценариев, исполнитель фортепианных произведений, чтец, актер и ведущий. На этой выставке демонстрировался "Автопортрет во время концерта" (2005), где автору удалось передать свое духовное состояние, отрешенное от мира действительности и устремленное в мир образов далеких эпох. На картине изображен непременный атрибут всех концертов М.В.Кончаловского — горящая свеча на рояле как символ связи с традициями и поколениями известной семьи, представителем которой он является. О своей родословной, о своих учителях и друзьях, о путе-шествиях, встречах, впечатлениях Максим Владимирович рассказывает в двух своих книгах — "Созвучие" и "С любимыми не расставайтесь...". При чтении этих книг возникает огромный "мир русской культуры, который чуть не сбросили с корабля современности", по словам литератора В.Н.Абросимовой. Именно пустота культурной жизни, вопиющая безграмотность населения в сфере искусства, повальное безвкусие, возникшие в середине 80-х годов прошлого столетия, повлияли на решение М.В.Кончаловского открыть в 1993 году принципиально новое для России по системе обучения высшее учебное заведение — Академию изящных искусств (Институт художественного творчества), ректором которого он является по сей день. Студенты факультетов изобразительного искусства, музыкального, театроведческого изучают не только предметы своих специальностей, но и историю искусства, русскую и зарубежную литературу, философию, историю религии, психологию, иностранные языки — все то, что сохраняет и создает мир художественной культуры. В этот мир и Максим Владимирович с большим вниманием и любовью вносит свой личный вклад вот уже 50 лет. Через всю жизнь проносит он любовь не только к искусству, людям, но и к животным. Квинтэссенцией этой любви является "Автопортрет в образе св. Франциска" (2005). Эта картина, как и многие другие у Кончаловского, полностью рукотворна, т.е. сделана руками автора от подрамника до рамы, поэтому представляет собой уникальный артефакт, где интересно всё: композиция, надписи, рама, на которой расположены картинкиклейма с портретиками, соединенные между собой нарисованной цепью, которая как бы окружает изображение художника, облаченного в своеобразный халат-плащ зеленого цвета. Это большое зеленое пятно сразу привлекает внимание, беспокоит зрителя. Зеленый цвет — цвет природы, возрождения, жизни, и его количество подчеркивает степень отношения и погруженности автора в образ, в котором он себя представляет зрителям. Картина написана легко и весело, и еще несколько работ сделаны с большой долей юмора и художнической визуальной игры. Например, "Четыре возраста" (2005), где он изобразил себя в детском возрасте — семи лет, в молодом — двадцати лет, в зрелом — пятидесяти и в будущем старческом — восьмидесяти. Или — "Митя сходил за пивом" (2005), название которой — это шуточная реминисценция на картину П.П.Кончаловского "Миша, пойди за пивом". Как аналогия на автопортреты Курбе "Здравствуйте, господин Курбе!" и Гогена "Здравствуйте, господин Гоген!" у М.В. Кончаловского возникает картина "Привет, Максим!" (1990).
В работе "СемьЯ" (2005) с портретной точностью изображены его домашние животные, он сам — очень оригинально и скромно, контражуром на фоне окна, тем самым сосредотачивая внимание зрителя на изображениях своих любимых животных и супруги — Светланы Георгиевны Звонаревой, тоже пианистки, заслуженной артистки России. В картине "Светлана за роялем" (1991) как раз отражена ее профессиональная деятельность. На выставке были еще несколько очень удачных и интересных портретов Светланы Георгиевны, написанных в разные годы: "Портрет жены" (1962 и 1970), "Портрет Светланы (Коктебельский)" (1968).
Самое большое произведение экспозиции — "День рождения Макса" (2005). Это своеобразный объединенный портрет всех тех, кого художник хотел бы видеть на своем юбилее, а Максиму Владимировичу — 65 лет, из которых 50 — в Искусстве!


Татьяна Родионова
ИГРАЯ ВРЕМЕНЕМ И ЦВЕТОМ

Выставка живописных работ Максима Кончаловского – заслуженного артиста России, члена союза художников России и Международного художественного фонда – открылась в «Галерее А3», что в Староконюшенном переулке на Арбате, и продлится до конца декабря.

Внучатый племянник известного русского художника первой половины XX века П.П.Кончаловского, музыкант с тридцатилетним стажем, Максим Владимирович Кончаловский в последние годы выделил живопись как приоритетное направление в своей творческой деятельности.
Хотя художник пишет картины с детства, на широкую публику они стали «выходить» относительно недавно. До начала 90-х Максим Владимирович вёл интенсивнейшую концертную деятельность. После первой персональной выставки в 93-м последовал перерыв. И вот с 2006 года художественные произведения Кончаловского опять начинают выставляться в московских залах: чрезвычайно плодотворная работа этих лет вылилась в шесть персональных выставок. Две из них – в галерее «На Варшавке» под названием «Этюд и картина», и в «Галерее А3», названная «Созвучие», – последовали одна за другой в ноябре-декабре с двухнедельным перерывом.
Кончаловский почти не повторяется в выставочных залах. Здесь в основном работы последних лет: много портретов, пейзажей, натюрмортов. Родная природа и близкие люди – постоянные музы автора. И, конечно, одно из любимых направлений творчества – анималистика. На входящего в залы галереи в Староконюшенном смотрит «СемьЯ» – коллективный портрет домашних питомцев, трёх собак и двух кошек, на фоне хозяев – художника с супругой.
Максим Кончаловский говорит, что его художественные принципы почти не претерпели изменений за прошедшие годы, передавая в первую очередь правду самой жизни. В целом реалистическая доминанта его творчества берёт начало от того понимания прекрасного, которое связано с гуманизмом искусства – вне зависимости от направлений.
Художник выстраивает выставки как некое действие, идущее по задуманному им сценарию. Герои – созданные образы – связаны сюжетом: личностью, судьбой, жизненными встречами их создателя. Нередко, как, например, на выставке «Созвучие» – картины сопровождают небольшие тексты – комментарии автора, которые могут многое рассказать о том, как создавалась картина, какие чувства, стремления владели художником. И это делает произведение ближе.
«На Варшавке» зритель мог сравнивать этюд с картиной, наблюдать, как изначальная идея получает окончательное решение, «вырастает» в прямом смысле слова. И, конечно, наслаждаться творениями природы, умиротворённостью, торжеством или даже буйством её стихий, захватывающими воображение художника. В «Галерее А3» сценарий получился уже многосюжетный. Здесь центральный зал почти полностью заняла музыкальная тема, столь близкая Кончаловскому профессионально. Синтез двух искусств предстаёт именно зримо, вызывая богатейшие ассоциации, не говоря уже об исторической и документальной значимости таких работ, как, например, портрет Святослава Рихтера или Сергея Рахманинова на одном из его последних концертов. А рядом рождается проникновенное драматическое действо: триптих «Страсти по Матфею», созданный после поездки художника в Иерусалим, воскрешает библейские сюжеты. Позы, жесты, взгляды – в непреходящем поединке духа с бездуховностью.
Кончаловский любит «играть» пространством и временем, и это ещё одна узнаваемая сторона его творчества. С ней связаны скорее занимательные, очень притягательные, подчас с юмором созданные образы, и лишь после того как покинешь выставку и начинаешь мысленно возвращаться к особенно понравившимся вещам, вдруг сознаёшь, что такую творческую непринуждённость может позволить себе лишь большой художник.
Образы, создаваемые Максимом Кончаловским, очень разные. Однако они понятны и интересны зрителю. Они не доминируют над ним, не подавляют своей значимостью. И это всегда притягивает к картинам настоящего художника.

«Московская правда», 28 декабря 2009



Татьяна Родионова
МАКСИМ КОНЧАЛОВСКИЙ: КУЛЬТУРА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ «МАССОВОЙ»


Максим Кончаловский, член Союза художников России и Международного художественного фонда, год своего семидесятилетия проводит в активной выставочной деятельности. Две последние персональные выставки художника прошли в Мемориальной квартире Святослава Рихтера (филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина) и Центральном Доме работников искусств. В ЦДРИ появилось более тридцати картин, ранее не выставлявшихся. Это и свежие, последние работы, и те, что Максим Владимирович накапливал исподволь, как писатель оставляет заметки в записной книжке, чтобы однажды вернуться к ним, воплощая выношенный годами образ.

Его картины – галереи образов, разнящихся по времени, созданиям и темам, в них выступает то драматизм поэтической судьбы (портрет М. Волошина на фоне гор Коктебеля), то «отпускное» настроение дачника-садовода («Мой дом и сад Светланы»), то озорная аналогия («Утренняя серенада кота»). Многим, кто посещает выставки Кончаловского, импонирует его контакт со зрителем и желание комментировать свои работы через непосредственность названий, а иногда ещё и пояснений к картинам.
Представитель известной фамилии, «старшие члены которой общались и были дружны с огромным количеством знаменитых людей – писателей, художников, музыкантов, актёров, учёных, дружили семьями», – как писал он сам несколько лет назад в книге воспоминаний «Созвучие». Максим Кончаловский заметил также: «...Я должен признаться в одной, на мой взгляд, странной черте моего характера. Я не люблю знаменитых людей. То есть не то что не люблю, но избегаю близкого с ними знакомства. Это началось у меня, я думаю, с отроческих лет». Но словно вопреки этому и артистическое, и педагогическое, и художественное творчество, и просто фамильные воспоминания всю жизнь обращают Максима Владимировича к людям интересным и уникальным, о переживаниях которых он умеет сказать в своих произведениях так, что начинаешь ощущать словно даже необходимость этого.
Выставочный проект «Второе призвание», который реализуется в стенах квартиры-музея Святослава Рихтера уже на протяжении нескольких лет, – идея Ирины Александровны Антоновой, директора ГМИИ имени А. С. Пушкина. В квартире-музее выставляются произведения известных деятелей отечественной культуры, творчество которых нашло продолжение в изобразительном искусстве.
С октября по декабрь прошлого года здесь выставлялись полотна Максима Кончаловского, которые будто специально ждали этого момента: в первую очередь портрет самого Святослава Рихтера. Вот его всеми узнаваемые жест и выражение лица. Настроение знаменитого музыканта созвучно художнику – тоже профессиональному музыканту, ученику Эмиля Гилельса, способному ощущать эту игру от внутреннего голоса до движения пальцев.
Однако Максим Кончаловский всегда остается собой – от картин, проникнутых высоким пафосом, до ироничных произведений.
– Мне хочется привести пример человека, который чувствовал к живописи то же, что и я: Ван Гог. Ему нравилось писать то, что он видел – хотя бы это были старые ботинки. Все, что угодно. Состояние природы. Интересного человека, с которым он знакомился. Есть ощущение того, что внезапно привлекает внимание, и безумно хочется написать. Вот «Корабли на закате в порту Мармариса»...
Глядя на средиземноморские пейзажи Кончаловского, невольно начинаешь думать, что романтика, да и романтизм детства как удивленное и восторженное созерцание ребёнком чего-то нового и прекрасного – как раз и становятся включённостью в культуру, в её вневременное гуманное пространство. Как раз в этом смысле мы нынче быстро взрослеем, чем дальше, тем больше. И чувства теряются, незаметно мельчают...
...Морские мотивы у Максима Кончаловского, смею предположить, с Коктебеля. Это «вторая жизнь» параллельно с московской. Это родная культура – на далёкой земле Крыма, которая с какими только культурами на протяжении своей истории не пересекалась. А ещё здесь происходили удивительные встречи, и главное – происходили запросто:
«Одним из самых сильных впечатлений моей коктебельской, да и не только коктебельской, юности была встреча с Надеждой Андреевной Обуховой... Это было в 1957 или 1958 г.
...Голос её звучал ещё прекрасно, она в ту пору записывалась на пластинки и только что пережила большую утрату – умер её многолетний партнёр, пианист Сахаров. Меня ошеломила выразительность не только её пения, её старинного, ясного, благородного произнесения слов, но всей её фигуры, её облика пришелицы из той, старой русской великой культуры, которую мы, моё поколение, видели уже в её прекрасном угасании».
Но «коктебельско-волошинская» выставка Кончаловского весной 2010 года в Москве снова собрала «особое племя коктебельцев», для которых земля, помнящая Волошина, – святое. Портреты, пейзажи, старые зарисовки – порядка трёх с половиной десятков работ – снова проявили духовный мир российской интеллигенции, который оставил в сегодняшней жизни не только воспоминания.
Сегодня, правда, Максима Владимировича, по его словам, «перетягивает» деревня, дача, где он строгает, прибивает, вставляет окна и так далее, а также пишет картины. Простота и привычность быта ярче выявляет жизненную силу созданий природы: неприхотливость животных, роскошь распускающихся цветов, стойкость старого дерева...
Какие мысли об искусстве, о нравственности тревожат сегодня заслуженного артиста России и художника Максима Кончаловского? В наши дни, когда понятие «народность» всё больше заслоняется определениями типа «массовая культура»? Народна ли она? Как относиться к такому явлению?
Кончаловский убежден:
– Культура создаётся маленькой группой людей – она не может быть «массовой». Так было и во времена Моцарта и Гайдна. Что сказать о сегодняшней общей культуре? Раньше часто можно было слышать: «человек со вкусом». Спроси студента, молодежь: как вы понимаете слово «вкус»? Тебя, скорее всего, не поймут, решат, что это скорее всего о еде. Теперь как говорят? «Круто» и тому подобное. Такое подчас впечатление, словно уровень людей насильно снижается «массовой культурой». А при этом обычные врачи, учителя и другие, кто не имеет профессионального отношения к искусству, но любит его, желает его, лишены возможности пойти, например, на хороший концерт, отдав десять тысяч рублей за билет. Да просто в кино за триста рублей! У нас безденежье людей, и культуры, и целого ряда серьезных профессий.
Сейчас проходят замечательные выставки в отделе частных коллекций ГМИИ им А. С. Пушкина. А сколько посетителей? Человек двадцать в день. Все меньше людей, воспитанных так, чтобы чувствовать необходимость общаться с искусством...
Эту необходимость общения несёт в первую очередь сам художник, его энтузиазм, который вдруг может захватить и зрителя. И Максим Кончаловский предъявляет к себе всё более высокие требования. Теперь в его работе новый этап: воспроизведение творений знаменитых мастеров – таких, как, например, Ренуар. «Это не баловство живописью, – говорит Кончаловский, – надо уметь делать». Создатель и ректор московского Института художественного творчества в 1990-х – начале 2000-х – он продолжает учиться у Искусства.

«Московская правда», 21 января 2011