Фотографией стал заниматься поздно, в 24 года, осенью 1982.
После школы некоторое время учился на факультете «Мосты и тоннели» в МИИТе. Сопромат не был для меня проблемой, а вот ходить на занятия, – было. Я любил путешествовать, бродить по лесам. Эти желания и сейчас никуда не делись.
Институт вскоре бросил. Работал иногда то дворником, то сторожем, в котельной тоже работал. Эти, не требовавшие особых навыков профессии, были популярны среди молодёжи с неопределёнными творческими наклонностями.
Куда больше чем работал, ходил с рюкзаком, ночевал в стогах сена и у костров. И много путешествовал автостопом. В одном из таких путешествий (в Ферапонтово, под фресками Дионисия) встретился с человеком, который вскоре дал мне «Зенит» и фотоувеличитель, а посмотрев на результаты, пустил в свою мастерскую и ввёл в круг профессиональных фотографов. Спасибо тебе большое, Владимир Матвеевич Потапов!
Так и получилось, что, минуя стадию фотокружков и фотоклубов, меньше чем через год после первых фотографических опытов (а это были простейшие натюрморты, – я ходил не только по лесам, но и по музеям и примерно понимал элементарные принципы композиции), стал внештатным фотокорреспондентом «Внешторгиздата». Путешествия продолжились.
Жаль только, что через несколько лет лафа закончилась вместе с советской властью и Советским Союзом.
За это время я, конечно, кое-чему научился. В первую очередь качеству съёмки, технически на слайд снимать непросто. И сейчас стараюсь фотографировать и обрабатывать материал так, чтобы можно было использовать результат в полиграфии. Всегда считал себя более профессионалом, чем художником.
Цифра в то время делала только первые шаги, навыки работать с плёнкой давали возможность фотографировать всё что предлагали. В основном для печатных изданий: буклетов, каталогов, альбомов. Архивов практически не сохранилось. Видимо, получалось неплохо, если предлагали даже в Оружейной палате Московского Кремля.
Но так или иначе жизнь в стране менялась. В моём кругу рабочие отношения строились на личных контактах, а в появившиеся сетевые рекламные агентства я как-то не вписался.
С середины 90-х лет десять почти не снимал, даже камеры иной раз никакой не было. Но всё равно считал себя фотографом, даже если работал бутафором-оформителем или истопником в сельском храме. Наверное, поэтому, когда в 2004 купил первый цифровой фотик и начал знакомиться с компьютером, довольно легко вернулся в профессию.
Актёрское агентство, рекламная, театральная, предметная съёмка, живопись много фотографировал в самых неподходящих условиях.
Несколько лет много времени уделял микростокам. Именно для них стал постоянно фотографировать пейзаж. Конечно, я снимал природу всегда. Даже календари с моими картинками иногда выходили. Но именно стоковая фотография сделала меня пейзажистом, который боится выйти из дома без камеры. Вдруг какое-то необыкновенное состояние или явление природы пропущу.
С 2013 года по нынешнее время работаю в усадьбе Мураново. Тут пригодились (и значительно усовершенствовались) все предыдущие умения и навыки. Мир даже небольшого музея-заповедника очень разнообразен. Большая коллекция произведений прикладного искусства и живописи требует самого тщательного внимания фотографа, фотографии интерьеров и архитектуры всегда нужны для рекламы и соцсетей музея, видовые снимки парка и окрестностей (а они прекрасны) – тоже. И, как никогда прежде, много снимаю репортаж.
Любая биография или резюме фотографа включает длинный перечень выставок и конкурсов, в которых он участвовал. Но мне тут похвастаться нечем. Правда, осенью 2023 музей отметил моё 65-летие небольшой экспозицией «Пейзажи музейного фотографа».
Экскурсоводы говорят, что посетителям выставка нравится.
|