Искусство : Графика : Леонид Берлин
Биография Экспозиция Выставки Критика Ваши отклики

 

Биография

13 ноября 1925 г. - Родился в Москве в семье Льва Борисовича и Елены Михайловны Берлин. Настоящий отец - Султан-заде (Микаэлян), иранец, референт В.И. Ленина по восточному вопросу, один из основателей персидской компартии. В 1925 г. назначен главным редактором журнала "Экономическое строительство", где в то время работала Е.М. Берлин. Расстрелян в 1938 году. О том, кто его настоящий отец, Л. Берлин узнал лишь в 16 лет.
1930-1940 годы - Лев Борисович Берлин, по профессии инженер-электрик, приобщает Леню к основам своей специальности, старается развить в нем способности к техническому творчеству. Одновременно с этим, сосед Берлинов по коммуналке М.Н. Райхинштейн, искусствовед, хранитель скульптур в Третьяковской галерее, замечает в детских рисунках Л. Берлина способности к изобразительному искусству и лично определяет его в кружок рисования Дома пионеров. В этот же период будущий художник создает свои первые скульптуры ("Музыка", 1940 г., гипс и др.).
1940 г. - Написанный четырнадцатилетним Л. Берлиным натюрморт публикует журнал "Юный художник" (См.: "Библ.", 1940, п.1).
1941 г. - Летом эвакуируется с семьей в Челябинск. Туда же эвакуирован и Малый театр, в который Л. Берлина принимают на должность ученика бутафорского цеха. Это его первое место работы, он получает зарплату и продуктовые карточки. Л. Берлин хочет бросить школу, но, по настоянию приемного отца, вынужден продолжать учебу, совмещая ее с работой. Деятельностью бутафорского цеха руководит непосредственно главный художник театра Борис Георгиевич Кноблок. Он практически освобождает Л. Берлина от собственно бутафорской работы. Леонид пишет картины для оформления спектаклей и портреты актеров.
1942 г. - Вместе с Малым театром, где он продолжает работать, возвращается в Москву.
Создает серию иллюстраций к драме А.Н. Островского "Гроза".
Посещает художественную студию при ВЦСПС, где учится вместе с И. Новодережкиным, ставшим впоследствии художником-постановщиком фильмов "Оптимистическая трагедия" и "Андрей Рублёв". В этом же году в студии также училась будущая жена художника В. Зайцева, но их знакомство произошло значительно позже.
1943-1949 годы - Обучается на скульптурном факультете МГХИ им. В.И. Сурикова (мастерская А.Т. Матвеева); среди своих учителей отмечает также П.Я. Павлинова. На последних курсах получает Сталинскую стипендию. Руководитель диплома - Н.В. Томский (А.Т. Матвеева уволили в 1948 г.).
1943г. - Посещает зоопарк, делает с натуры из пластилина эскизы животных.
Начинает работать над серией графических листов (тушь, размывка) "Происхождение человека".
1944 г. - Создает серию иллюстраций к произведениям Ф.М. Достоевского. В графике четко прослеживается трагическая линия.
1949 г. - Участвует во Всесоюзной художественной выставке. Экспонирует два скульптурных портрета чемпиона мира по шахматам Михаила Ботвинника (создан в 1947 г. - со слов автора; в 1950 г., согласно Каталогу выставки - см.: "Библ.", 1952, п.1; М.М. Ботвинник, со слов художника, работал инженером вместе с Е.М. Берлин) и начальника ДНЕПРОГЭСа Б.Е. Веденеева (создан в 1947 г., согласно "Акту об установлении качества скульптурного портрета покойного академика В.Е. Веденеева" от 25.01.47 г.; в 1950 г., согласно Каталогу выставки - см.: "Библ.", 1952, п.1).
1950 г. - Принят в Союз художников СССР, Московское отделение (МОССХ, впоследствии МОСХ РСФСР); рекомендацию дали Н.В. Томский и Г.А. Шульц, бывший преподаватель Л. Берлина.
Конец 1940-х - начало 1950-х годов - Закладываются основные тематические направления творчества, которым художник остается верен всю жизнь вплоть до настоящего времени: анималистика ("Козлы", 1947 г.; "Олень", 1950 г.; "Обезьяна", 1946 г.; "Дерущиеся козлы", 1946 г.; "Козел", 1945 г.; "Медведь", 1945 г. Все работы выполнены в гипсе); жанровая скульптура ("Мужчина с ребенком", 1944 г., глина; "Играющие дети", 1954 г., гипс и др.); скульптурный портрет ("Ф.Э. Дзержинский", 1946 г., гипс, был установлен во Всесоюзном теплотехническом институте им. Ф.Э. Дзержинского, Москва; "Портрет академика А.Н. Северцева", 1952 г. и др.); работы, наполненные гражданским и социальным пафосом ("Моряк с гранатой", 1944 г.; "Знамя мира", 1952 г.; "Дружба народов в борьбе за мир", 1953 г. и др.). Работы этих лет отмечены добросовестной, скрупулезной реалистической проработкой, интересом к деталям.
1949-1959 годы - Регулярно (иногда по несколько раз в году) принимает участие в различных масштабных официальных групповых выставках. При этом об участии во многих из них сведения не сохранились и поэтому они не вошли в раздел "Участие в коллективных выставках". В большинстве выставок принимало участие до нескольких сот художников; Л. Берлин, как правило, был представлен одной-пятью работами.
1951 г. - "Портрет М.М. Ботвинника" письменно рекомендован Н.В. Томским к приобретению Комитетом по делам физической культуры, но приобретен не был. Лишь в 1992 г. работа переходит на государственное хранение (подарена автором шахматному клубу Дворца пионеров на Ленинских горах).
1952 г. - Вместе с группой скульпторов получает благодарность в приказе Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР за помощь Н.В. Томскому в работе над памятником Н.В. Гоголю (совместно со скульпторами Н.А. Писаревым, Л.Е. Кербелем, В.Е. Цигалем, В.И. Пархалиным и Р.Т. Геонджяном).
1952-1953 годы - Награжден двумя почетными грамотами Московского обкома ВЛКСМ "за творческие достижения на Первой выставке молодых художников г. Москвы" и "за творческие достижения".
Середина 1950-х - 1960-е годы - Начало хрущевской "оттепели".
С 1954 г. активно участвует своим творчеством в формировании нового стиля официального искусства, известного позже под названием "сурового стиля шестидесятых". Привлекает гражданственная, героическая тематика. Произведения этих годов насыщены романтикой борьбы, отличаются эмоциональностью и экспрессией. Работает над выразительностью силуэта, формы приобретают все большую обобщенность и скупость деталей. "...Я отвергаю понимание скульптуры как искусства полутонов, едва заметных движений, изнеженных модуляций поверхности. Меня всегда привлекали драматические события жизни, в которые втянуты широкие массы людей, напряжение борьбы, романтика подвига" (Л. Берлин. Цит. по: см.: "Библ.", 1964, п.5). Характерно обращение к монументальным композициям. Автор отмечает как этапные "Петицию", 1957 г., "В космос" ("Спутник"), 1958-1964 гг., "Оптимистическую трагедию", 1962 г. Новый стиль вызывает сопротивление старой академической школы 1940-1950-х годов. В печати, помимо положительных отзывов на скульптуры Л. Берлина, появляются резко критические замечания.
1954-1956 годы - Творческие поездки по стране. Первая - в Дом творчества СХ в Дзинтари (Латвия). Именно там впервые начинает работать с майоликой, керамикой и фарфором (до этого работал лишь с гипсом и необожженной глиной). Вторая - на Алтай (1955 г.), которую совершил вместе с женой. Во время поездок создает многочисленные эскизы в пластилине, карандашные наброски. По этим эскизам создал впоследствии скульптуры "Петиция" и "Семья". Третья - в Братск, Иркутск и на Байкал (1956 г.). Оборотная сторона советской действительности (угрюмые лица рабочих, очереди, неустроенный быт, загаженные общие вагоны, вонючие трюмы кораблей, грязные города и многое другое), которую художник наблюдал во время поездок по Сибири, дала впечатления на всю жизнь и во многом определила его дальнейшую творческую направленность. После Сибири создает такие работы как "Строители", "Телефон" и др.
До знакомства с В. Зайцевой много работал в живописи, но затем решил не вторгаться в область деятельности жены-живописца. Живопись исчезает из его работ вплоть до 1974 г. ("Эскалатор", работа находится в ГТГ).
1955 г. - Участвует в Выставке произведений молодых художников, организованной АХ СССР (совместно с В. Зайцевой, А. Китаевым, А. Костромитиным, Н. Сергеевой и Е. Щегловым). Л. Берлин выставляет 43 скульптурных произведения (в частности, работа "Музыка", созданная еще в 1940 г.) и 43 графических листа (из серии "Происхождение человека", начатой в 1943 г.; иллюстрации к произведениям Ф.М. Достоевского и А.Н. Островского того же периода). По имеющимся данным графика художника экспонируется впервые.
На выставке состоялось знакомство с Назымом Хикметом. "Работа молодого скульптора Л. Л. Берлина обрадовала меня, как свежий ветер... У него нет разрыва между формой и содержанием. У него нет формализма ни по форме, ни по содержанию" (Назым Хикмет. Письменный отзыв о работе Л. Берлина, представленный на обсуждение выставки). Поэт обращает внимание на цикл "Происхождение человека". Л. Берлин дарит ему одну из своих работ. Это знакомство положило начало дружбы с поэтом, которая сыграла значительную роль в жизни скульптора.
Знакомство с будущей женой В.М.Зайцевой, которое состоялось в процессе работы над выставкой.
1956 г. - Женится. Жена - Вера Михайловна Зайцева, человек яркой индивидуальности, своеобразный художник, работающий в театре и в области декоративно-прикладного искусства, педагог (преподавала в Школе-студии МХАТ). Тонко, глубоко понимавшая особенности творческих поисков своего мужа, она становится верным его другом и поддержкой.
Создает серию иллюстраций к произведениям Назыма Хикмета, которые впоследствии М. Герштейн сравнит с работами Стейлена, Кольвиц и Пророкова. (См.: "Библ.", 1964, п.3)
Назым Хикмет привлекает художника к работе в издательствах. Для того, чтобы преодолеть сопротивление властей и опубликовать иллюстрации Л. Берлина к своим книгам, Назым Хикмет на каждом графическом листе ставит свою подпись.
Вместе с В. Зайцевой строит дачу в Кратово, которая до 1962 г. служит ему мастерской.
1957 г. - Знакомство с молодым искусствоведом Игорем Евгеньевичем Светловым (1935 г. рожд.; в настоящее время - профессор, доктор искусствоведения), сразу ставшим поклонником творчества Л. Берлина. Его перу принадлежат многочисленные статьи, написанные в период с 1950-х по 1990-е гг., посвященные глубокому анализу творчества художника; он первым отмечал новые тенденции в его творческом развитии; практически во все свои публикации (посвященные в основном монументалистике), даже в самые трудные, т.н. "застойные", годы он вставлял анализ последних работ скульптора, в т.ч. таких "непроходных", как "сварные" композиции.
Третья выставка произведений молодых художников в Москве, положившая начало полемике, получившей в те годы широкое отражение в прессе, между представителями сталинской академической школы искусства и молодыми художниками; Л. Берлин также принимает участие в выставке, на которой, в частности, экспонирует скульптурную композицию "Семья" (1956 г., керамика).
В связи с выставкой "Советская культура" публикует отзыв: "…Несомненно, очень талантлив скульптор Л. Берлин, вещи которого и на предшествующих, и на этой выставке отличаются глубоким пониманием пластических задач, умением построить композицию, связать объемы в пространстве в единое целое. К сожалению, на этой выставке в композиции "Семья" его умение осмысливать жизнь остро, критически перерастает в шарж, в карикатуру. Так видеть действительность, простых людей - это значит не знать народа, не общаться с ним, не знать силы и сложности его характера..." (см.: "Библ.", 1957, п.1). В этой же статье содержатся критические замечания в адрес В. Лемпорта, В. Сидура и Н. Силиса, а также Э. Неизвестного.
"Советской культуре" возражает скульптор Д.М. Шаховской: "...В скульптуре Берлина "Семья" есть, мне кажется, точно наблюденное состояние людей, художник мыслит образами, он сумел увидеть что-то очень характерное в жизни, в натуре, и его небольшое произведение стало, как мне кажется, значительным". (См.: "Библ.", 1957, п. 2)
1958 г. - Начинает работать над семиметровой скульптурной композицией "В космос" ("Спутник"), 1958-1964 гг., которая вызывает целую лавину горячо положительных откликов в прессе. Передача московского радио на заграницу так и называется "В космос": О новой работе скульптора Л. Берлина". Работе посвящен восторженный отзыв слушателей и преподавателей военно-воздушной инженерной академии им. профессора Н.Е. Жуковского, составленный по итогам творческой встречи с Л. Берлиным и направленный на имя заведующего отделом пропаганды МОСХ СССР. В нем выражается желание установить эту работу "в районе Академии". О необходимости установки работы говорится и в статье, опубликованной в многотиражной газете Академии (см.: "Библ.", 1964, п.3). Однако композиция "В космос" установлена так и не была и не сохранилась.
Серебряная медаль Комитета по проведению Международной выставки книжной графики в Лейпциге за цикл рисунков к сборнику стихов Назыма Хикмета, созданный в 1956 г. В дальнейшем не раз будет обращаться к графике, создавая обширные графические серии.
Продолжает работать в издательствах, однако постепенно к иллюстрированию охладевает. Сотрудничество с издательствами продолжается как минимум до 1966 г.
Продолжает работу над жанровыми композициями: "Велосипедист" (1957 г.), "Красная шапочка" (1959 г.) По сравнению с ранними жанровыми произведениями работы становятся более выразительными, обобщенными; художник работает над декоративной формой. В детской тематике И.Е. Светлов отмечает "проникновенный лиризм" (см.: "Библ.", 1959, п.2).
На Четвертой выставке произведений молодых художников Л. Берлин экспонирует скульптуры "Бригада коммунистического труда" и "Петиция" (в настоящее время находится в Государственном центральном музее современной истории России (бывший Музей революции), Москва). Полемика между "академистами" и представителями "суровых шестидесятых" продолжается. Народный художник СССР, Герой социалистического труда, действительный член АХ СССР, дважды лауреат Государственных премий СССР (1946 и 1948 гг.), скульптор З.И. Азгур (родился в 1908 г.) в своем "Разговоре с молодыми скульпторами" (см.: "Библ.", 1958, п.1) упоминает и берлиновскую "Петицию": "...Но какой приниженной жертвенности исполнен у него образ старика-рабочего и как не отвечает, не поддерживает его другой - молодой мастеровой, выступающий с вызывающим видом! К чему этот экспрессионистский надрыв в образе старика? К чему эта рваная трактовка формы? Напрасно одаренный скульптор ищет оригинальность, оглядываясь на пробованные и перепробованные в искусстве образы, не нашедшие дальнейшего развития". Похоже, хотя и более мягко, звучит отзыв искусствоведа Л.С. Бубновой, у которой "Петиция" "вызывает смутное чувство протеста". (См.:"Библ.", 1958, п.2). В полемику вступает И.Е. Светлов: "В "Петиции" использован прием контраста - излюбленное средство художника. ...Значительность и монументальность группы во многом обусловлена обобщенностью и остротой пластического языка" (см.: "Библ.", 1959, п.2).
В.А. Фаворский, как вспоминает Л. Берлин, посетив Четвертую выставку, высоко оценивает его работу "Бригада коммунистического труда".
В декабре выходит в свет первая статья И.Е. Светлова, целиком посвященная разбору творчества Л. Берлина (см.: "Библ.", 1959, п.2), в которой критик дает ему самую высокую оценку, отмечая при этом некоторые отдельные неудачи. Автор статьи полемизирует с З. Виленским (см.: "Библ.", 1959, п.3). Последний хвалит скульптурную композицию Л. Берлина "Бригада коммунистического труда". (И.Е. Светлов в своей статье называет эту работу его "неудачей").
7 июня газета "Правда" (см.: "Библ.", 1959, п.1) в статье, посвященной разбору Недели изобразительного искусства РСФСР, пишет: "С интересом осмотрели собравшиеся скульптурную композицию Леонида Берлина "Бригада коммунистического труда". По имеющимся у нас данным, это первое упоминание имени художника в главной газете СССР.
По приглашению Н. Андронова участвовал в Межсекционной групповой "Выставке девяти" (1-10 июня), организованной в противовес академистам (совместно с Н.И. Андроновым, Б.Т. Биргером, В.Т. Вейсбергом, Н.А. Егоршиной, М.В. Ивановым, К.А. Мордовиным, М.Ф. Никоновым, М.В. Фаворской), прошедшей в Москве, в ВЗ МОСХа на Беговой улице.
1962 г. - Происходит постепенное завершение дискуссии между художниками разных поколений и школ. Из газетных публикаций практически исчезают критические замечания в адрес Л. Берлина; тон статей становится более комплиментарным: "Когда смотришь на работы Шаховского, Берлина, Шимеса, Динеса, Комова, Чернова и других, невольно хочется порадоваться, как многогранно отражается жизнь в этих произведениях" (см.: "Библ.", 1962, п.1).
Создает скульптурную группу "Оптимистическая трагедия" для одноименного кинофильма, ставшую первой работой Л. Берлина для кинематографа и вызвавшую многочисленные и горячо положительные отклики в советской прессе ("Правда", "Советская культура", "Московский комсомолец" и др.). И.Е. Светлов усматривает в ней "продолжение и развитие замечательных традиций В. Мухиной, И. Шадра, Н. Андреева" (см.: "Библ.", 1963, п.2). Впоследствии работа была установлена на территории Мосфильма и на Щелковском шоссе вблизи села Пехра-Покровское (см.: там же, 1975).
Выставка "30 лет МОСХа". Л. Берлин участвует в основной экспозиции на первом этаже. "Там у меня была композиция к "Оптимистической трагедии"... Так вот, Хрущев подошел к ней:
- Это что такое?
- А это для кино, - был ответ.
- Для кино, ну ладно.
Подошел к работам Тышлера, но его вопрос уже предупредили:
- Это для театра.
- А, ну ладно, пошел дальше.
Пронесло нас с Тышлером, досталось другим - Васнецову, Никонову" (Л. Берлин. Цит. по: "Библ.", 1996, п.5).
1960-е годы - Впервые обращается к новой технике - железной сварке, в которой создается работа "Формула взрыва" (1963 г), а затем "Бюрократ" и "Агрессия". Впервые начинает работать над кинетической скульптурой ("Рама для народа". 1966-1979 гг.): "Наконец-то смог соединить творчество с техникой. Я же по натуре изобретатель вечного двигателя. С механизмами могу возиться сколько угодно" (Л.Берлин. Цит. по: "Библ.", 1996, п.5). Доктор искусствоведения, профессор А.И. Морозов напишет позже об этой серии:"...некто местный собирает на нем (пустыре) куски железа, обрезки труб, колесики, проволоку и т.п. Затем все крепится друг к другу. Внутрь вставляется хитроумный механизм - новоявленный монстр начинает греметь и стрелять... Продукты распада социально-индустриальной утопии получают здесь неожиданную номинацию... Мертвое одушевляется, в чужом проступают реалии человеческой повседневности... Тема всей творческой жизни Берлина - боль, ввергнутость в катастрофу, непостижимая способность человека сохранять в себе человеческое посреди хаоса зла". (См.: "Библ.", 1993, п.1).
Делает для заработка (вплоть до 70-х гг.) скульптурные портреты В.И. Ленина, к которому, по его словам, в те годы относился с симпатией.
Также для заработка делает иллюстрации в журнале "Юность" и для издательств "Молодая гвардия" и "Художественная литература".
1963 г. - Смерть Назыма Хикмета.
Впервые устанавливает свою работу в монументальном размере ("Бригада коммунистического труда").
1964 г. - При демонтаже выставки "Москва социалистическая" в Манеже рабочие роняют и разбивают семиметровую гипсовую композицию "В космос" ("Спутник"). Работа утрачена, не сохранилась. По словам художника, композицию на выставке увидел и высоко оценил С.Т. Коненков, который убедил народного художника СССР, лауреата Ленинской и Государственных премий, академика АХ А.П. Кибальникова оказать содействие скульптору в переводе работы "В космос" в металл.
1966 г. - Поездка вместе с женой в Дагестан, Тбилиси и Хосту, возможно, опосредованно повлиявшая на художника при работе над к/ф "Сказание о Рустаме".
1967 г. - Получает диплом Московского отделения худфонда РСФСР "за создание в 1967 г. скульптурной группы, посвященной 50-летию Советской власти".
1969-1970 годы - Работа над монументальной композицией для к/ф "Сказание о Рустаме" (Таджикфильм), а которой использует стилистические особенности скульптур эпохи Кушанского царства. Работа над композицией приводит к поискам новых ритмических и пространственных решений. Формы предельно обобщены и тяготеют к геометричности. Для этой работы характерен конструктивно-ритмический принцип.
1970-е годы - Продолжает работать в технике металлической сварки, над кинетической скульптурой. Работает над динамичностью и конструктивностью скульптурных металлических сварных композиций, над ритмической связью форм и активным вовлечением в скульптурные конструкции окружающего пространства. По образному строю эти работы приобретают все более трагичный характер.
Окончательно формируется своеобразный индивидуальный творческий стиль Л. Берлина. Типичным для него становится строгая структурность построения, обобщенность форм, приближенных к геометрической абстракции, прием контраста, гротеск, эмоциональная насыщенность, публицистичность, изобретательность, выдумка. Кстати, на тяготение художника к гротеску в свое время пророчески указал И.Е. Светлов: "Л. Берлина нередко обвиняют в сознательном окарикатуривании своих героев. Это неверно... Преувеличение, гротеск - одна из важнейших проблем советской скульптуры, еще не нашедшая своего решения и в творчестве Берлина. Однако нет сомнения, что поиски приведут его к интересным результатам" (см.: "Библ.", 1959, п.2). Сам художник "называет свои работы не иначе как "эмоциазмом", это его собственный неологизм, означающий смесь пародизма с эмоциями". (См. "Библ.", 1998, п.2).
Работает над графической серией "Впечатления о жизни": "...Помимо скульптуры, Леонид Берлин занимается живописью, рисунком и акварелью. Выполненные в типичной для художника-трагика сатирической манере, эти работы отражают его мироощущение - мироощущение человека, для которого все этапы исторической деградации советского общества начиная с 1925 года (год рождения скульптора) являются этапами его собственной жизни". (См. "Библ.", 1996, п.8).
Тяготение к героической тематике, к обобщениям вновь приводят Л. Берлина к монументальным решениям, вызывают стремление создать крупные по размерам монументальные скульптурные композиции. Установлены: "Памятник вербовчанам, павшим в боях за Родину в 1941-1945 гг." в Муроме (1975 г.); "Памятник воспитанникам и преподавателям Академии им. Ф.Э. Дзержинского, погибшим в Великой Отечественной войне" (1974-1978 гг., Москва). Памятники утверждают стиль "суровых шестидесятых". Критики отмечают "суровую тональность образа". (См. "Библ.", 1976, п.3). Но в этих работах ощущается несвобода автора, его зависимость от заказчика и требований официального искусства. Памятники в Муроме (см.: "Библ.", 1976, пп.2,3; 1984, п.4; 1977, п.1 и пр.) и перед Академией им. Ф.Э. Дзержинского (там же, 1977, п.2; 1978, пп. 1,2,3 и пр.) получают широкий положительный отклик в прессе.
1973 г. - Участвует в выставке "Рисунки скульпторов", где впервые экспонирует серии иллюстраций к книге Джона Рида "Десять дней, которые потрясли мир" (одна из них опубликована в рецензии на выставку - см.: "Библ.", 1973, п. 1) и Шах-Наме, а также цикл "Впечатления о жизни", который он, по цензурным соображениям, выдает за иллюстрации к произведениям Б. Брехта: "...Картины обысков, арестов, убогого домашнего быта, страшной больничной обстановки, манипулирования безропотными, потерявшими достоинство людьми одна за другой раскрываются в рисунках Леонида Берлина... Чтобы получить возможность выставить эти работы, Берлину пришлось придумать легенду о том, что они являются иллюстрациями к произведениям Брехта. Художник самолично сочинял "цитаты" из Брехта, пытаясь как-то оправдать в глазах цензоров изображенные на рисунках малопривлекательные сцены из жизни родного отечества.". (См.: "Библ.", 1996, п.8). В те годы официальная советская пресса в отклике на указанную выставку писала: "Гневно обличающие зверства нацизма иллюстрации к Брехту..." (см.: "Библ.", 1973, п.1).
Выставку "Рисунки скульпторов" посещает М. Шагал. Ему настолько понравилась графика Л. Берлина, что он захотел с ним встретиться, но художника не смогли разыскать, т.к. он уехал на дачу в Кратово.
На 28 февраля в Москве, в ВЗ на Кузнецком, 11, намечено проведение творческого вечера (совм. с Б. Немечиком и К. Степановым), где художник намеревается впервые показать свои "сварные" работы. Однако вечер был запрещен, однодневная выставка была опечатана до открытия, "сварные" композиции разломаны, вывезены и выброшены через забор дачи Берлина на стоящую под снегом "Оптимистическую трагедию" (sic!). Художник подает в суд и дело выигрывает (судья Б.И. Шалагин вскоре был уволен с работы; также была уволена и директор ВЗ М.С. Денисова). По решению суда официальная газета МОСХа "Московский художник" должна была опубликовать извинения перед скульптором, что сделано так и не было. По суду Л. Берлину выплатили 1800 руб. на восстановление работ.
К выставке на Кузнецком мосту художник переназывает ряд своих работ, что, кстати, происходит довольно часто и затрудняет их идентификацию. "При этом (речь идет об указанной выставке - прим. составителей) названия некоторых работ посоветовали "подкорректировать". Так, "Бюрократизм" превратился в "Колониализм", а "За что?" - в "Войну" (см.: "Библ.", 1996, п.8).
Нервное и физическое перенапряжение, связанное с судом и работой по восстановлению искалеченных скульптур, приводят к заболеванию, закончившемуся серьезной полосной операцией. Во время болезни и длительного периода реабилитации художника выхаживала жена В. Зайцева.
11 июля открывается Всесоюзная художественная выставка "Скульптура и цветы" на ВДНХ СССР, где перед павильоном "Цветоводство и озеленение" экспонируется "сварная" скульптура "Ослик" ("Покорность"). Выставка имела большой резонанс в советской прессе, весьма положительно воспринявшей берлиновскую работу. ("Трепетный и пластичный "Ослик" Л.Берлина" - "Известия", см.: "Библ.", 1974, п.4. "Органично живут на воздухе типично парковые скульптуры "Девочка с ланью" М. Житковой, "Ослик" Л.Берлина, станковый портрет колхозницы Е. Чубарова" - "Правда", см.: "Библ.", 1974, п.3.)
19 декабря открывается групповая выставка (совм.с Б.Немечиком и К.Степановым) в Выставочном зале МОСХа на ул.Вавилова. На ней - помимо других скульптурных и графических работ - художник впервые (если не считать "Ослика") экспонирует свои "сварные" композиции. По цензурным соображениям он представляет их как антивоенную серию, для чего опять дает им новые названия: "Рама для народа" становится "Сопротивлением" (в последующие годы на разных выставках экспонируется также под названием "Реквием" и "Мемориал"). Выставка как бы подводит итог работы скульптора и ярко демонстрирует направление его творческих поисков. К ней выпущен первый персональный каталог (1976 г.) афиша и пригласительный билет, на котором репродуцирован "Ослик". Помимо скульптуры, также широко представлены графические листы из серий иллюстраций к Б. Брехту и Дж. Риду. По формальным признакам (отдельный каталог, персональные пригласительный билет и афиша (см.: "Библ.", 1976, п.1), публикация в журнале "Искусство" (см.: "Библ.", 1975, п.3)) и ее значению (количество представленных работ - 61 скульптура и 66 графических листов) выставку следует считать персональной Однако, по словам Л. Берлина, в одном зале с его скульптурой и графикой висели работы Б. Немечика и сам скульптор считает выставку на ул. Вавилова групповой. По словам Л. Берлина, из его каталога, по цензурным соображениям было снято предисловие В.А. Лебедева (каталог вышел без предисловия), которое впоследствии было опубликовано в ежегоднике "Советская скульптура - 78" (см.: "Библ.", 1980, п.1).
На выставке художник знакомится с Г.Д. Костаки, который проявляет интерес к работе "Сопротивление" (тогда композиция была не завершена: отсутствовала деревянная "рама"; центральная часть на цепях была прикреплена к потолку зала) и "Трагедия" ("Руки человечества"), которая не вошла в экспозицию и находилась в запаснике, куда Л. Берлин специально водил Г.Д. Костаки.
Принимает участие в одной из предварительных экспозиций (совместно с Е. Арнольдом, Е. Бачуриным, И. Бродской и др.) к предстоящей "экспериментальной" выставке на Беговой ул. (т.н. "Весенние квартирные выставки") в мастерской М. Одноралова.
Участие в выставке произведений московских художников "Живопись. Графика. Скульптура" (т.н. "экспериментальная") в выставочном зале МОСХа на Беговой ул. (выставлены 1 скульптура, 20 рисунков), на которой были показаны работы неофициальных художников Москвы. Из всех участников предварительных просмотров к выставке были допущены лишь члены МОСХа. Вопрос об открытии выставки бурно обсуждался на заседании Комиссии по выставочной работе Главного управления культуры исполкома Моссовета (протокол №12 от 12.08.1976. "Повестка дня: Прием внеплановой групповой выставки художников-членов МОСХ СХ РСФСР: Одноралова М.И., Никонова М.П., Чумаченко В.В., Слепышева А.С., Целкова О.Н., Гросицкого А.Б., Дрючина А.Н., Конышевой Н.И., Беленка П.И., Тяпушкина А.А. (была представлена одна картина, которую комиссия отвергла и А.А. Тяпушкин в выставке не участвовал - прим. составителей), Бродской И.А., Берлина Л.Л., Рогинского М.А."). Было предложено снять две работы Л. Берлина (иллюстрации к Брехту). По предложению члена комиссии А.В. Васнецова одна из них все-таки была оставлена. Но при этом: "Васнецов А.В.: Мы должны сказать, что творчество этих художников - это не художественное явление…, Рачев И.Е.: Все художники - члены Союза художников. Но выставляются с работами антигуманными, противоречащими Уставу Союза художников". И далее: "Из постановления заседания выставочной комиссии ГУК…: Комиссия считает необходимым отметить, что настоящая выставка является экспериментальной, дискуссионной" (Цит. по: "Библ.", 1995, п.5).
1978 г. - Участвует в выставке "Художники России - детям", где демонстрирует гипсовый "Цирк": "Прекрасная скульптурная композиция: все участники стоят друг у друга на голове. На собаке сидит мальчик в трусах, у него на затылке - собака поменьше, а у нее между ушами - воробей. Самая же маленькая девочка держит на ладони мышку". (См.: "Библ.", 1978, п.5).
Скульптурная группа "Цирк" (литой алюминий) установлена перед фасадом Театра зверей им. В. Дурова.
Конец 1970-х - 1980-е годы - Продолжает работу над "сварными" скульптурами: "Материнство и современная жизнь" (1980 г.), "Эволюция" (1982 г.), "Весна" (1981 г.), "Экспонат" (1989 г.).
Много работает в традиционных скульптурных материалах. В этих работах больше изобразительности, чем в мобилях и "сварных" композициях. Но, как верно замечает критик, "найденный в работе над "Железным" циклом принцип конструктивно-ритмической экспрессии сохраняется" (см.: "Библ.", 1980, п. 1). В них можно заметить барочную декоративность силуэтов, чередование материальных форм и воздушного пространства между ними. Они обильно выставляются на московских, республиканских и всесоюзных выставках в 1970-е-1980-е гг.
Продолжает работать над скульптурными портретами.
1981 г. - Премия МОСХа "за лучшие работы с Осенней выставки 1981 года". Премирована работа "Робинзон Крузо" (1979 г.) - по секции скульптуры.
1983 г. - Смерть жены Веры Зайцевой.
Присуждена третья премия Театра драмы и комедии на Таганке за участие в конкурсе на проект надгробия В.С. Высоцкому. "...Истинный художник в своем творчестве обнажен перед людьми. В этом убежден Леонид Берлин. Потому и "раздета" отлитая им двухметровая фигура Владимира Высоцкого (1982 г., бронза, 210х100х80).... Мать поэта категорически воспротивилась принятию этого проекта памятника, и сейчас он стоит на заднем дворе Центрального Дома художника, куда задвинули Музей скульптуры под открытым небом". (См.: "Библ.", 1995, п.4).
На Первой Всесоюзной выставке скульптуры (ЦДХ, 1983 г.) выставлена "сварная" композиция "Мемориал". "Правда" приводит работу в качестве примера новых тенденций в советской скульптуре, дав лишь ее описание без упоминания названия (см.: "Библ.", 1983, п.3).
"Московский комсомолец" в отзыве на выставку отмечает: "Леонид Берлин, выставивший, помимо интимных камерных "Девочки с птичкой" и "Адама и Евы", звенящий и переливающийся огнями громадный "Мемориал" (см.: "Библ.", 1983, п.2).
1984 г. - Отмечен дипломом МОСХа за лучшие работы 1984 г. по секции скульптуры.
Участвует в выставке "Живопись. Графика. Скульптура" (совм. с Г. Басыровым и др.). По словам художника, все графические листы, представленные им выставкому, были сняты по цензурным соображениям, хотя в каталоге они перечислены. Каталог вышел без вступительной статьи В. Мейланда, которая, по словам художника, была снята по цензурным соображениям из-за содержащегося в ней детального разбора берлиновской графики.
Дискуссия, начало которой положила статья в "Московском художнике" (см.: "Библ.", 1984, п.2) о "комплиментарном и некритическом" характере обсуждения художественных выставок на примере групповой выставки Л. Берлина, Г. Басырова и др.
Вторая половина 1980-х - 1990-е годы - Вновь активно работает в керамике. Создает много работ, в которых появляются новые нюансы: усиление гротеска, появление натуралистических деталей наряду с большим обобщением и условностью форм, что усиливает остроту и трагичность образов.
Большое место в творчестве этих лет занимает работа по оформлению станций московского метрополитена. 1984 г. - композиция "Охрана природы" для станции "Орехово". "Ничего подобного до сих пор в метро еще не было - задачи образной выразительности художнику пришлось решать параллельно с проблемами чисто техническими. Многотонная композиция в сварном каркасе смотрится, как ажурная конструкция". (См.: "Библ.", 1985, п.2). 1985 г. - рельефы для станции "Красногвардейская".
Работает над ранее начатыми "сварными" композициями, а также создает новые: "Человек" (1970-1990 гг.), "Клин" (1992 г.), "Художник" (1994 г.), "Стадо" (1994 г.) - которые активно выставляет на групповых выставках, как отечественных, так и зарубежных. "...Когда экспонируются кинетические скульптуры Берлина, вокруг них неизменно толпится заинтересованный необычным зрелищем народ: сваренные из старого железа конструкции движутся, звучат, вздрагивают и светятся, вспыхивают и гаснут, мучительно вскрикивают и замирают в тяжком оцепенении". (См.: "Библ.", 1997, п.2).
1986 г. - Женится второй раз. Жена - Любовь Васильевна Карташова, искусствовед, работала научным сотрудником в Государственном Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
1987 г. - Родился сын - Анатолий.
Участвует в выставке "Ретроспекция. 1957-1987", организованной объединением "Эрмитаж" в Москве, Профсоюзная ул., 100 и посвященной истории советского нонконформизма.
1988 г. - Поездка в Сеул, которая стала его первой поездкой за границу, на открытие Музея скульптуры под открытым небом, приуроченное к началу Олимпийских игр. Выставил три "сварные" работы, которые находятся сейчас в постоянной экспозиции музея.
На выставке, посвященной жертвам сталинских репрессий, организованной обществом "Мемориал", экспонирует композицию "Рама для народа".
1989 г. - Экспонирует работу "Парад" в Лондоне на выставке "Превращение. Законность и власть. Новейшее советское искусство", организованной по следам выставки общества "Мемориал" 1988 года. Поездка на открытие стала второй (и пока последней) поездкой Л. Берлина за рубеж.
Продолжает работать с московским метрополитеном. Устанавливает многофигурную пространственную кинетическую композицию, изображающую детей и животных, на крыше вестибюля станции "Битцевский парк": "К сожалению, от строительства зоопарка потом отказались. Вестибюль закрыли, а мобиль сковали цепями". См.: "Библ.", 1995, п.3).
Французский галерист Анте Глибота, помогавший художнику отбирать работы для Сеула, забирает у него около 100 рисунков разных лет для выставки в Париже. Сведений о выставке нет; рисунки, взятые с обещанием возврата, оказались утраченными.
1991 г. - Участвует в ретроспективной выставке ""Другое искусство" Москва, 1956-76 гг.", задача которой - "показать независимое московское искусство послесталинского двадцатилетия. Искусство... параллельное, то есть непричастное к официальным способам "доставки культуры населению"..." (см.: "Библ.", 1991, п.2).
1992 г. - Для усиления образов продолжает использовать контраст материалов и фактур, сочетания самых неожиданных материалов. Если раньше он охотно применял в "сварных" работах дерево, то теперь впервые вводит в них керамику (Композиция "Клин"). Одноцветное темное, "античеловечное" сварное железо с его грубой фактурой неожиданно соприкасается с окрашенным в яркие, светлые цвета нежным, хрупким и "человечным" материалом керамики.
Начало работы над композицией "Народ" ("Сограждане"); впервые показана на выставке в 1994 г.; в настоящее время находится в частной коллекции в Италии. Это целая галерея объединенных в группу человеческих фигур, созданных из самых разнообразных материалов. Здесь и женщина с крыльями ангела, и старуха, и лотошник с живыми человеческими головами на лотке, и босой мужчина и т.д. На некоторые фигуры наброшены тряпичные одеяния. Это странный народец, в создании которого в полной мере проявилась неудержимая фантазия и выдумка автора; фигуры остро гротескны и жутковаты. Гротеск, вообще свойственный скульптурам Л. Берлина, здесь предельно обострен, условные формы соседствуют с натуралистическими деталями. Проявилась особенность манеры Л. Берлина, когда он в очень условные, предельно обобщенные формы скульптуры вводит несколько точно и убедительно эмоционально звучащих деталей, оживляющих скульптурные фигуры, превращающих выдумку и абстракцию в полное жизни изображение. К этой композиции стилистически и образно примыкает композиция "Электорат" (1979-1996 гг.).
1993 г. - Начинают появляться статьи, посвященные творческому и жизненному пути художника (напр., см.: "Библ.", 1995, п.3; 1993, п.2; 1996, пп.8,9; 1998, п.5 и пр.), в которых приводятся многочисленные биографические подробности; скульптор охотно делится с журналистами воспоминаниями:
"Л.Берлин: Первая кинетическая скульптура появилась в 1963 году - "Формула взрыва". Потом - "За что", "Покорность" и т.д.
Вопрос: Надежды показать эти работы широкой публике не было?
Л.Берлин: Абсолютно. Да в то время вообще никаких надежд уже не было. Но идеи "бурлили", делал свои звучащие кинетические скульптуры беспрерывно, но показывал их только своим друзьям в мастерской." Статья заканчивается так: "Никогда не пускаясь в политику, игнорируя конъюнктуру, признанный мастер-новатор, увы, так и не удостоился ни монографии, ни каталога, ни персональной выставки". (См.: "Библ.", 1996, п.5).
1995 г. - Принимает участие в выставке группы "Грани" (совместно с Б. Гусевым, А. Куликовым, Ю. Казанской, Л. Гусевой, В. Ларионовой и др.) в ВЗ МОСХ на Кузнецком мосту. В распавшейся вскоре после выставки группе "Грани" (Л. Берлин выставился еще один раз, в 1996 г., с одним из ее участников - живописцем Б. Гусевым - см.: "Выставки", 1996). Л. Берлин был значительно старше по возрасту остальных ее членов и, в отличие от некоторых из них, имел высшее профессиональное образование.
1995-1996 годы - Оформление станции метро "Римская". В этой работе продолжает линию, где отказывается от героического пафоса прежних монументальных работ. Также именно здесь он освобождается от беспокойной барочности декоративных силуэтов. Скульптуры "Римской" отличаются мягкой плавностью крупных форм, светлой, солнечной раскраской, спокойной просветленностью образа, навеянного искусством итальянского Возрождения, создавая в переходе метро неожиданную, радостную атмосферу. В рецензии на эту работу В. Варджапетян задает риторический вопрос: "...Почему же при коммунистах не могло быть таких дерзких, раскрашенных скульптур? Потому что они не только прекрасны - они свободны. Их ваял не свободный художник, а свободный человек". (См.: "Библ.", 1996, п.3). Скульптурное оформление "Римской" вызвало значительный отклик в прессе. Во многих статьях делается акцент на гуманистическом, приближенным к человеку оформлении "Римской", что "олицетворяет нашу эпоху, эпоху избавления от коллективных гипнозов и прощания со старыми мифами и иллюзиями" (см.: "Библ.", 1997, п.3). Авторы противопоставляют ее бездушному, "имперскому" и "несвободному" оформлению станций метрополитена эпохи социализма (там же, 1996, п.3). "...Берлина многие сравнивают с итальянским скульптором Джакометти, отчего он, видимо, для поддержания своего имиджа, "сооружает" в Москве (в качестве художника) новую станцию метро - "Римская"" (там же, 1996, п.1). "...Скульптуры Берлина из шамотной глины - новейшая интерпретация лучших образцов итальянской скульптуры XIV-XV веков" (там же, 1996, п.7). "...Станция "Римская" - это не рассказ об Италии. Это личное прочтение Леонидом Берлиным истории и истории искусств в частности" (там же, 1996, п.6).
1996 г. - Участвует в выставке в ЦДХ "Их лучший день" (совм. с Б. Гусевым), на которой впервые творчество художника представлено наиболее широко и во всем его многообразии.
"Работам Л. Берлина, бесспорно, нужна своя особая среда, наподобие музея Сидура" - отмечает газета "Вечерний клуб" (см.: "Библ.", 1996, п.9).
1997 г. - За монументально-декоративное оформление станции метро "Римская" получает звание Лауреата Премии Москвы в области литературы и искусства. Диплом вручает мэр Москвы Ю.М. Лужков.
1998 г. - Выставляет графические серии, не прикрываясь цитатами из Б. Брехта, не выдавая вынужденно работы за иллюстрации к книгам иностранных авторов (персональная выставка в Центре им. А.Д. Сахарова).
Устанавливает бронзовый "Портрет академика АМН В.И. Бураковского" в институте его имени. На торжественном открытии принимает поздравления от премьер-министра России Е.М. Примакова, высокого оценившего скульптурное произведение.
1999 г. - Открытие 6 февраля выставки в Московском государственном музее Вадима Сидура: "До сих пор выставки были для меня изнурительным, тяжелым мероприятием... В музее Сидура я впервые без ограничений выставил все, что хотел. ...Впервые в жизни у меня - настоящий каталог со статьей, пригласительный билет и приведенные в порядок мои перепутанные до этого архивы" (Л. Берлин).

Г. Сидур, М. Сидур
© Московский государственный музей Вадима Сидура

2000 г. - Леонид Львович Берлин скончался в декабре месяце, не дожив до нового века буквально нескольких дней.