События | Пушкинские образы в творчестве наивных художников России
Об организаторах О событии Экспозиция Критика Ваши отклики

МОСКОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
НАИВНОГО ИСКУССТВА

Об искусстве, которое в наши дни получило название наивного, в мировой практике впервые стало известно в конце XIX века в связи с открытием самобытного творчества французского таможенника Анри Руссо, чьи работы сегодня украшают Лувр, Эрмитаж и Пушкинский музей. В 60-е годы XX века весь цивилизованный мир был буквально взорван новым для себя открытием творчества грузинского художника-самоучки Нико Пиросмани, работы которого экспонировались в Лувре в рамках культурного обмена СССР - Франция.
С тех пор специалисты спорят о терминологии (наив, примитив или нечто другое), способной обозначить огромный, поистине необозримый пласт изобразительного искусства. Этот раздел находится между фольклором и профессиональным творчеством и вмещает в себя гениальных самоучек-живописцев, латиноамериканских потомков майя и ацтеков, последователей смеховой культуры русского лубка, создателей деревянных, глиняных и керамических работ и т.д.
Тем не менее термин "наивное искусство" закрепляется, как наиболее подходящий, изданием в Югославии в 1984 году Всемирной энциклопедии наивного искусства, аннотировавшей в том числе творчество 98 художников из России.
К этому времени западно-европейская культура вплотную подошла к мысли о необходимости создания специальных музеев данного профиля. Сама жизнь, не говоря уже об аргументации исследователей, подвела к однозначному выводу: наивное искусство - это не модный каприз, а умение ощутить глубокие корни и осознать национальную принадлежность в контексте развития культуры и быта своего народа. Именно под этим углом зрения созданы и успешно работают Государственный музей наивного искусства и аутсайдеров в Голландии, "Арт ан Марж" в Бельгии, "Хаус дер Кюнстлер" в Австрии, "Музеум Хаус Кайет" в Германии, "Фонд Адольфа Вольфи" в Швейцарии, галереи ряда латино-американских стран, Смитсоновский институт в Соединенных штатах Америки, музей Пиросмани в Грузии.
Огромное число международных выставок, симпозиумов и биеннале, проведенных в последнее десятилетие, открыло миру неповторимый облик мастеров наивного искусства России. Классикой наивного искусства признано творчество Ивана Селиванова, Татьяны Еленок, московской художницы, вышедшей из крестьянской среды кубанской станицы, Василия Григорьева, подмосковного рабочего - литейщика, повествующего о полнокровном укладе русского патриархального быта, Евдокии Пановой, вологодского мастера тканых сюжетов, Ивана Никифорова, отразившего в своей графике темы и образы революционного прошлого, и многих других.
Однако повсеместное признание отечественного наивного искусства совпало с тяжелыми временами для организаций, способных по роду деятельности объединить, поддержать и дать импульс к последующему творчеству (имеются в виду государственные музеи и структуры Союза художников). В этой связи целая область изобразительного искусства оказалась бесхозной, а потому невостребованной у себя на родине. Отдельные художники, вырвавшиеся из безвестности в первые годы перестройки благодаря средствам массовой информации, работают исключительно на западный артрынок. Картины москвичей Кати Медведевой, Василия Романенкова, костромича Григория Кусочкина, обладателя Гран при на Международной выставке наивного искусства "ИНСИТА-97" в Братиславе Павла Леонова из Ивановской области и ряда других становятся для России, по существу, раритетными и обретают свою прописку в музеях и частных коллекциях за границей.
Художники разобщены - нет творческого общения, нет связи со специализированными журналами, со средствами массовой информации и органами печати. Нет возможности систематического показа частных коллекций, групповых, персональных выставок, а следовательно - получения квалифицированной оценки критиков и искусствоведов. Исключена популяризация с помощью издания буклетов, брошюр, красочных листовок. Отсутствует возможность систематизации и научной работы.
Вышесказанное негативно отражается на развитии данного направления изобразительного искусства и активизирует процесс перетекания лучших его образцов за пределы России. О желании художников выставляться на родине и работать с отечественным зрителем через государственное музейное учреждение свидетельствует письмо группы художников на имя мэра столицы Ю.М. Лужкова с перечнем работ, передаваемых ими в дар г. Москве. Именно по инициативе наивных художников в конце июня 1998 г. мэром Москвы было подписано Постановление "О создании Муниципального музея наивного искусства".
Появление первого в стране Муниципального Музея Наивного Искусства способно в какой-то мере устранить эти негативные тенденции, обогатив культурную жизнь столицы и страны и оставить следующим поколениям людей одну из содержательных страниц культурного наследия России.
Уже с первых шагов своей деятельности Музей заявил о себе выставкой "Пушкинские образы в творчестве наивных художников России", сформированной благодаря гранду Президента РФ, полученному на конкурсной основе. Впервые в истории пушкинианы поэт, его жизнь и окружение, его творчество предстали в работах художников из народа.
При формировании выставки были собраны работы более 70 авторов из 22 областей и краев России. Идея создания такой выставки нашла отклик у музеев-заповедников г.г. Пскова, Владимиро-Суздаля, "Царицыно", галереи "Дар", Череповецкого музейного объединения, а также частных коллекционеров.
Эта выставка была включена в план столичных мероприятий по празднованию 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина, а также, по решению Коллегии Министерства культуры РФ, включена в федеральный план юбилейного года и стала передвижной выставкой, которую уже увидели жители Пскова, Череповца, Котласа, Кирова, Москвы (выставка проходила в Центральном доме художника 3-20 июня). Она экспонировалась в Каннах (Франция), Мурманске, Владимире и до конца года будет показана в г. Александров и Иваново.
Второй программой Музея стала организация выставок в Москве под общим названием "Шедевры наивного искусства из провинциальных музеев России", первым шагом выполнения которой стала выставка "Анна Дикарская и Василий Пластинин - классики русского наива" из фондов Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Следующий большой проект Музея, рассчитанный на два-три года, посвящен 2000-летию христианства и началу третьего тысячелетия. Участниками этого проекта станут музеи центральной части России, а затем городов, расположенных вдоль транссибирской магистрали вплоть до Владивостока.
Надо заметить, что Музей всегда старался поддерживать творческие отношения с музеями Москвы и других городов столицы. Так, долгосрочные договоры о творческом сотрудничестве с Заочным народным университетом культуры и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником являются по настоящему действующими, а не формальными (стоит вспомнить выставку "Синий кот на белом снегу" - работы И. Селиванова из собрания ЗНУИ, а также вышеупомянутая выставка из Владимиро-Суздальского музея-заповедника и выставка работ Н. Арефьевой (Волгоградская обл.) в г. Суздале, организованная Музеем.
Музей своими силами регулярно выпускает в ограниченном количестве к выставкам, проводимым в музее, каталоги. Среди них каталоги выставок Макарова, Никифорова, Кулябко, Медведевой, Сарычева, Кузьменко, Носкова, Леонова, в которых можно почерпнуть точную информацию о художнике.
Пополнение фондов Музея идет двумя путями: приобретение и получение работ в дар Музею. Одним из таких неожиданных для Музея приобретением стала передача в дар Музею дочерью художника Сарычева И.С. всех работ выставки художника, которая до того проходила в Музее, а также передача в дар музею работ художниками Кулябко и Климова.

Директор Муниципального Музея
Наивного Искусства
ГРОЗИН В.И.

Комитет по культуре г. Москвы
Управление культуры ВАО
Муниципальный Музей Наивного Искусства
директор ГРОЗИН Владимир Ильич
Россия 111396 Москва, Союзный проспект, 15-а
Teл.: +7 (495) 301 0348
Факс: +7 (495) 303 1514