Культурология : НАУКИ О КУЛЬТУРЕ – ШАГ В XXI ВЕК : Статья
private theses

Завьялова Г.А.

АПРИКТ

Омск

ИЗ ИСТОРИИ ЗАРОЖДЕНИЯ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Изучение истории развития театрального искусства Западной Сибири позволяет выявить закономерности любительского театра и перерастание его в профессиональный. Определить место театра в культурной и общественной жизни региона, показать его влияние на духовную жизнь общества, вклад в развитие культуры региона, в развитие театральной культуры России.

Изучение истории зарождения театрального любительского искусства имеет большое значение для изучения культуры региона в целом, так как театр в дореволюционной России был "центром культурной жизни провинции".

История сибирского театра совершенно не изучена, как, впрочем, история старого русского провинциального театра в целом. Кроме немногочисленных статей и мемуаров, нельзя назвать ни одной значительной работы в этой области. Изучение истории сибирского театра XVIII-XIX веков затрудняется скудностью источников. Частые пожары, уничтожавшие деревянные здания театров в старых сибирских городах, уничтожили и театральные архивы. В Сибири до 60-х годов XIX века не было местной периодической печати. Столичная пресса почти не уделяла внимания театральному делу в далекой и глухой провинции Сибири: за первую половину XIX века можно найти лишь три-четыре корреспонденции на эту тему в "Северной пчеле", "Московских ведомостях" и других газетах и журналах.

А между тем зарождение театральных представлений Сибири восходит к началу XVIII века. По свидетельству так называемой сибирской (тобольской) летописи, тобольский митрополит времен ПетраI Филофей Лещинский "славные и богатые комедии делал, и когда должно на комедию зрителям собираться, тогда он, владыка в соборные колокола на сбор благовест производил" (А. Сулоцкий, Семинарский театр в старину в Тобольске, "Чтение в обществе истории и древностей российских", 1870, кн. 2, стр. 153-157).

Филофей Лещинский (1650-1727) был уроженцем Украины, учился в Киевской духовной академии, где было принято устройство силами студентов театральных представлений на библейские сюжеты с благочестиво- назидательною целью.

Лещинский перенес в далекую Сибирь эту традицию староукраинской культуры, участниками театральных представлений при нем выступали ученики тобольской архиерейской школы, а ставились, как предполагает А. Сулоцкий, духовно-назидательные пьесы, составлявшие обычный репертуар староукраинского духовно-школьного театра.

Тобольский старожил А. Сулоцкий свидетельствует, что "любовь к театральным представлениям от семинаристов перешла впоследствии и в другие слои тобольского общества. Люди пожилых лет 50 или 45 тому назад (писано в 1869 году - Б.Ж.) дети мещан, отставных солдат и бедных разночинцев бегали в святки по подоконью людей зажиточных с вертепом, райком и за свои напеванья и ломанья получали пятаки и гривны, а инде и полтины. Этот вид старинного народного театра - святочный " вертеп" - был распространен и в других старых городах Сибири, например в Иркутске.

"Светский" театр в Сибири зародился также очень рано - в 60-х годах XVIII века - в форме любительских спектаклей, устраиваемых "образованными" местными чиновниками. Служивший в эти годы на Иртышской крепостной линии инженерный Капитан Андреев рассказывает в своей "Домовой летописи", что зимой 1764/65 года в Омской крепости " к рождественской неделе учрежден от генерала был в чертежной для полирования молодых людей оперный дом, где и чинили представления разных трагедий и комедий, под смотрением и предводительством моим, причем на расходы со зрителей собиралось довольно денег и употреблялись на разные платья и уборы". Традиция устраивать на зимних праздниках любительские спектакли укоренилась среди омских чиновников, по-видимому, прочно. Тот же Андреев сообщает, что на масленице 1794 года в Омске чуть не каждый день в домах видных местных чиновников устраивались оперные спектакли. (" Домовая летопись капитана Андреева", опубликована Г. Н. Потаниным в " Чтениях в обществе истории и древностей российских" 1870, кн. 4, отд. V, стр. 80, 130, 152). Ставились комические оперы, популярные в русском репертуаре конца XVIII века: " Мельник-колдун, обманщик и сват", А. А. Аблесимова и др. В 90-х годах XVIII века спектакли бывали в Омске довольно часто.

Любительские спектакли очень долгое время были единственной формой театральных представлений и в других городах старой Сибири. Организаторами их выступали учителя местных училищ, образованные молодые чиновники, офицеры местных гарнизонов и другие "цивилизованные" элементы старого сибирского " общества". Например. В декабре 1845 и январе 1846 года в Омске, крупном военно-чиновничьем центре, состоялись два любительских спектакля, организованных женой директора Омского кадетского корпуса А.Р. Шрамм. В конце 40-х годов в Омске была сделана попытка открыть профессиональный постоянный театр. Небольшая труппа актеров, руководимая предприимчивым антрепренером, приехавшим в Омск, открыла свою деятельность рядом спектаклей. Отсутствие сколько-нибудь удобного для этой цели помещения, недоверие публики к такого рода начинанию, малочисленность населения, вместе с суеверием, грубостью, невежественностью нравов, не остановили отважную горсть людей, так смело проложивших себе дорогу в незнакомой суровой, угрюмой стране. Успех увенчал первые попытки, и с тех пор театр в Сибири начал, хотя и медленно, завоевывать права на законное существование. (Сибирский старожил Н.М. Ядринцев, "Театр в Сибири", "Материалы для истории сибирского театра", газета "Суфлер", 1881 г, № 13).

Литература
1. Дризен Н.В. . Материалы к истории русского театра. - 1905.
2. Жеребцов Б. Театр в старой Сибири / Записки государственного института театрального искусства имени Луначарского.
3. Савостьянов В. . Любители и актеры. В 2-х ч. Козлов А., Дубинин, 1903.
4. Сидельников В.М. . Русский народный театр Сибири / Проблемы литературы Сибири. - Новосибирск, 1974.
5. Островский А.Н. Клубные сцены, частные театры и любительские спектакли. / Островский А.Н. Собр. соч. в 10 тт. Т. 10. - 1960.

К началу