Культурология : НАУКИ О КУЛЬТУРЕ – ШАГ В XXI ВЕК : Статья
private theses

Тимофеева С.В.

Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма

Москва

СИНТЕЗ ИСКУССТВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Современное состояние культурного процесса в российском обществе характеризуется достаточной сложностью и противоречивостью. Важнейшую роль в данном процессе продолжает сохранять духовная составляющая жизни людей.

Проблемы культурной инноватики, создания новой культурной реальности находятся в органической зависимости от способностей человека к творчеству, раскрепощения данных ему природой личностных творческих сил.

Динамика изменяющихся условий жизни современного российского общества актуализирует проблему развития творчески-деятельностной сущности человека, инициирует потребность в личностях, способных к самореализации, социальной активности и творчеству.

Особое место в развитии личности занимают периоды детства и юности как периоды наиболее активного обогащения эмоций, формирования эмоциональной памяти, интереса к разным сторонам жизни, определенного стиля мышления и деятельности.

В условиях современного культурного процесса наиболее актуальной становится задача не столько трансляции ребенку широкого круга знаний, умений, навыков в ходе образования, сколько развития внутренних свойств, качеств личности, индивидуальности сознания, позволяющих личности стать субъектом своего развития, осуществлять свое самостроительство, свой личностный рост, творчески и продуктивно применять содержание образования на практике, реализовывать личностный потенциал.

Для выявления потенциальных возможностей ребенка необходимы оптимальные условия. Большими возможностями по созданию предпосылок для индивидуализации и самовыражения личности располагает художественное образование.

Художественное образование и эстетическое воспитание в развитии личности имеют особое значение благодаря разнообразным возможностям искусства как источника эмоционального и духовного развития ребенка. Искусство, выступая в единстве эстетического восприятия и собственно художественной деятельности, становится условием воспитания творца. Принципиальным в занятиях искусством является значимость индивидуального образного мира, своеобразие видения каждого и заявление этого как ценности.

Развитие личности ребенка через искусство, раскрытие ее творческого начала через художественное творчество во многом определяется организацией пространства, где живет и растет ребенок. Естественное введение детей в мир искусства как особую форму отражения мира и способа его познания возможно осуществлять через максимальное наполнение искусством среды, в которой дети существуют. При этом важно именно избыточное наполнение искусством среды существования ребенка. Отдельные, эпизодические встречи ребенка с искусством не в состоянии выполнить такие задачи. При избыточности артефактов в окружении ребенка происходит уплотнение эмоциональной информации, создаются условия для привыкания ребенка к эстетической среде, последняя становится нормой жизни, что в итоге содействует формированию потребности в красоте.

Возникающие в этом процессе формы взаимодействия и синтеза искусств способствуют целостному художественному постижению детьми окружающего мира, соответствуя органике полифонической природы ребенка, создавая основу для формирования и развития универсальных способностей. Взаимодействие и синтез искусств, их взаимообогащение и взаимосвязи рождают новые пути художественного освоения действительности. В целях наиболее эффективного художественного развития детей необходимы исследование и использование возможностей синтеза искусств. При этом под синтезом искусств можно подразумевать комплексное воздействие разных видов искусства: изобразительного, хореографии, музыки, театра, кино и т.п. Вместе с тем, в ряду искусств можно назвать такие, которые выполняют инициирующую роль в эмоциональном поведении. К таким видам искусства относится музыка.

Музыкальные произведения дают основу для привлечения изобразительных, пластических, театрализованных и других форм творчества, для вовлечения в процесс детского словотворчества, диалога, игры и т.п.

Среди музыкальных форм наиболее приемлемыми для синтетического использования искусств являются музыкальный концерт и музыкальный праздник.

При ведущей роли музыки и на основании музыкального развития в рамках музыкального концерта и музыкального праздника создаются синтетические действия, объединяющие разные виды искусства - музыку, пластику, живопись, театрально-драматическое развитие, слово. Звучание на концертах классической музыки (например, в цикле концертов под названием "Композиторы всех стран и времен - детям") дает возможность полноценно использовать образы разных эпох, знакомить с разными музыкальными языками, художественными стилями.

Возникающий многоуровневый творческий процесс в условиях синтеза искусств создает широкие возможности для пробы сущностных сил, раскрытия потенциальных возможностей ребенка в разных видах искусства, реализации его многих ипостасей.

Значимым и первостепенным в этой сложной работе является не столько естественное введение в мир человеческой культуры, сколько создание поля для творческой самореализации ребенка, когда творчество становится органической потребностью и частью детской жизни.

К началу