Культурология : НАУКИ О КУЛЬТУРЕ – ШАГ В XXI ВЕК : Статья
private theses

Шипова О.И.

Рязань

РЕЛИГИОЗНЫЙ РЕНЕССАНС И КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

Современный этап общественного развития с уверенностью можно отнести к переломным периодам российской истории. Это время характеризуется резкими социальными и культурными изменениями. Отсутствие государственной идеологии обостряет проблему поиска нравственной опоры, морального основания жизненных ориентиров. Отказ от советской этики привел к разрыву связи поколений, и недавние высшие проявления морали оказались чужды молодому поколению. Поэтому сегодня многие молодые люди все чаще обращаются к православным традициям в поиске нравственных опор.

Традиции сохраняют историю и имеют процессуальный, непрерывный, относительно устойчивый характер. Такая характеристика, в равной мере, относится к религиозным отношениям, которые по своей природе статичны и малоподвижны. Они способствуют формированию мировоззрения, упорядочивающего представления о бытии, созданию психологически комфортного объяснения существующего миропорядка на основании идеи божественного сотворения и управления миром.

Следует заметить, что сегодня, в период научно-технической революции религия не отказывается от решения мировоззренческих задач, а приобретает все более выраженные социально-регулятивные функции. Являясь элементом культуры, она также упорядочивает жизни людей. Принципиальная разница лишь в том, что в культуре доминирует социальная конвенция между людьми (общественный договор и упорядоченность), выраженная преимущественно в форме традиции, а в религии действует сакральная конвенция, своеобразный договор между Богом и людьми, выраженная в той или иной форме религиозного учения. Здесь обычно выделяются религиозное сознание и религиозное действие.

Сегодня, когда отсутствует система нравственных ценностей, ведутся их поиски и одним из направлений стала ориентация на западные культуры. В этой связи осуществляется попытка перенесения и внедрения в духовную культурную жизнь России протестантских идей. Само по себе приобщение к духовной культуре других стран, информация о которых на протяжении многих десятилетий была недоступна, содержит немало положительного. Но грубое навязывание идей, не имеющих ничего общего с многовековой российской традицией, является опасной попыткой сломать российскую ментальность.

Утверждение о неразрывном единстве православия и национальной специфики русской культуры имеет глубокие корни в философско-исторической и культурологической мысли России потому, что исторически православие явилось не творцом особенностей русского народа, а наиболее приемлемой формой того, что в нем было уже в дохристианский период. Присущие русской культуре созерцательность, конкретность в восприятии мира, обостренное ощущение гармонии и красоты складывалось еще в языческий период под влиянием природной среды, сельскохозяйственного быта, языческой мифологии. И вполне закономерным был выбор в качестве основополагающей, государственной религии восточной ветви христианства, которая на Востоке приобрела типичные черты мировой религии с ее абсолютизацией пространственного единства мира. Все эти черты были ментально близки восточнославянскому язычеству, что облегчило переход Руси к мировой религии.

Опыт последних лет показывает, что попытка ренессанса религии в России идет не по пути движения к протестантизму, и по линии, с одной стороны, взаимодействия государства с традиционно сложившимися и устоявшимися в России религиозными институтами. С другой стороны принятие Архиерейским Собором документа "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" свидетельствует, что доминирующая в России православная религия стремится к сотрудничеству с государственными институтами для выполнения общих нравственных и культурных задач.

К началу