Культурология : НАУКИ О КУЛЬТУРЕ – ШАГ В XXI ВЕК : Статья
private theses

Пешкова А.В.

Академия переподготовки работников культуры, искусства и туризма.

Москва

ТРАКТОВКА КАТЕГОРИИ КОМИЧЕСКОГО В XVIII ВЕКЕ

Толковый словарь русского языка поясняет: "Смех - короткие и сильные выдыхательные движения при открытом рте, сопровождающиеся характерными порывистыми звуками...". Это верно. Но если бы смех был только особым выдыхательным движением, с его помощью можно было бы разве что рушить карточные домики и он не стал бы предметом эстетического разговора . Смех - это специфическое достояние человека. Его можно считать одним из отличительных его свойств. Но причины, вызывающие у него смех, бывают различными. Об этом говорят, например, стереотипы смехового поведения у разных народов, принадлежащих к разным культурам.

Даже в рамках единой европейской культурной системы имеются различия. Немец и француз, англичанин и русский смеются над разными вещами. Это неудивительно. Ведь комическое раскрывается путем его противопоставления неким общечеловеческим идеалам. Комическое порождает одухотворенный ими смех, отрицающий одни человеческие качества и утверждающий другие.

Известно, что каждой нации свойственны черты характера, присущие именно ей. Многочисленные подтверждения этому мы можем найти в произведениях мировой классической литературы, принадлежащих перу известных писателей нового времени. Так, например, французов отличает живость характер и изящный юмор, достаточно вспомнить главных героев романа Александра Дюма "Три мушкетера", немцев - дисциплинированность и пунктуальность, на ум приходит образ Штольца из романа Гончарова "Обломов", американцев - практицизм и умение делать деньги, здесь можно привести в пример героев произведений Драйзера, русских - широта души и отсутствие практицизма, например, в пьесах Чехова "Вишневый сад", "Дядя Ваня", "Иванов" и т.д. - примеры такого рода бесконечны.

Что же, исходя из этого, может казаться смешным представителям различных наций? Конечно же, не собственные черты характера. Вряд ли немцу покажется смешным образ чрезмерно пунктуального человека, а американцу - человека, для которого главное в жизни - деньги. Не зря современные русские юмористы, побывавшие со своими концертами на Западе, утверждают (чаще других в своих выступлениях об этом говорит Михаил Задорнов ), что западный зритель не понимает нашего юмора и не смеется в ожидаемых местах - смеются от души на этих концертах только эмигранты из России.

На Руси всегда почитались ум, смекалка, образованность (впрочем, это качества общечеловеческие). Поэтому вызывает смех читателя невероятное невежество Митрофана в комедии Фонвизина "Недоросль".

Интересно, что не все смешное комично, хотя комическое всегда смешно . Например, в художественных произведениях западных авторов чаще, чем в отечественных изображаются смешные ситуации такого типа - муж застает любовника с собственной женой, кто-то неловко свалился, сел мимо стула и т.д., как в комедиях с участием Пьера Ришара. Однако здесь нет истинного комизма. Русская комедия, как правило, несет в себе глубокую смысловую нагрузку, смех обретает социальное содержание и комедийность. Это может подтвердить множество примеров, взятых из хорошо известных художественных произведений русских авторов.

Комедия - это драматическое "воспроизведение дурного, порочного, но только такого, что возбуждало бы смех, а не отвращение" (Аристотель. "Поэтика", гл. V). Это определение, в главных чертах, применимо и к современной комедии. Слово "комедия" означает собственно песнь, певшуюся на празднике Диониса. Из этих песен произошли первые комедии.

В XVIII веке появляется русская художественная комедия. Зачатки ее можно видеть в народных обрядах и забавах или в чисто народных интермедиях и интерлюдиях, игравшихся между актами школьных пьес киевской духовной академии и иезуитских учебных заведений западной России. Однако из этих зачатков самостоятельного ничего не вышло, и когда в XVIII веке появляются комедии Сумарокова, они оказались, по форме и содержанию, проникнутыми иноземным влиянием. Сумароков подражал Мольеру в "Опекуне", "Лихоимце" и "Трессотиниусе" и не создал ничего оригинального. Сатирические комедии Екатерины II: "О, время!" и "Именины г-жи Ворчалкиной" замечательны, главным образом, по своим намерениям. Значительной степени совершенства достигает русская комедия, при всей неуклюжести ложноклассической формы, в "Бригадире" и особенно в "Недоросле" Фонвизина .

В отличие от трагедии, комедия не выговаривает идеал "прямо и положительно", а подразумевает его как нечто противоположное тому, что изображается. И воспринимающему предстоит уже самостоятельно противопоставить в своем сознании высокие эстетические идеалы комическому явлению .

"Недоросль", воспринимаемый как учебная пьеса, многое теряет. Иногда - почти все: педагогическая притча, наглядное пособие, дразнилка для второгодников, "не хочу учиться, хочу жениться". Гоголь писал: "Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на все русское, а между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы..." То же самое скажет Пушкин о другой фонвизинской вещи, но оговорится при этом, что она "достойна кисти, нарисовавшей семью Простаковых" . Гоголю и Пушкину вторит Белинский: "В комедиях его нет ничего идеального, а следовательно, и творческого. Характеры дураков в них - верные и ловкие списки с карикатур тогдашней действительности ...они (комедии Фонвизина) драгоценные летописи общественности того времени", ... "Фонвизин ...умный писатель, которого небольшая книга имеет для нас значение "мемуаров", передавших нам дух и характер русского XVIII века..."

Ключевский в своем "Опыте исторического объяснения учебной пьесы" называет комедию Фонвизина "бесподобным зеркалом". Писатель "взял героев "Недоросля" прямо из житейского омута... Эти люди мудрят и хитрят, но, как люди глупые и растерянные, к тому же до самозабвения злые, они сами вязнут и топят друг друга в грязи собственных козней. На этом и построен комизм "Недоросля" . Комическое как эстетическая категория еще не разрабатывается, ибо отсутствует, очевидно, богатая художественная практика, дающая возможность или являющаяся основой для научной разработки вышеназванной категории. Но отдельные грани комического уже существуют в критической мысли, в частности, комизм.

Глупость, коварство, злость, преступление вовсе не смешны сами по себе; смешно только глупое коварство, попавшееся в собственные сети, смешна злобная глупость, обманувшая сама себя и никому не причинившая задуманного зла. "Недоросль" - комедия не лиц, а положений. Ее лица могут забавлять, когда видишь их на сцене, но тревожат и огорчают, когда встречаешь вне театра, дома или в обществе".

Здесь же встречается, таким образом, результат воздействия комического. "Сила впечатления от пьесы состоит в том, что оно составляется из 2-х противоположных элементов: смех в театре сменяется тяжелым раздумьем по выходе из него. Ведь для взрослых Митрофан, по сути дела, не смешон. У них имеются свои собственные дети и, смеясь над Митрофаном, его глупостью, они рискуют со временем (нет никакой гарантии, что это не произойдет) наказать себя за преждевременный смех не театральными, а настоящими, житейскими и очень горькими слезами. Этот риск усиливается сегодня, когда целое поколение, потерявшее вкус к ученью, вполне может стать предметом смеха в новой еще не написанной пьесе о современных недорослях.

Кто же такой Митрофан? Митрофан "слишком засмеян", - укоризненно писал Ключевский. За ним ведь целая судьба - человеческая, социальная, сословная. Кто он? Неуклюжий увалень? Набитый дурень? Ничего подобного. Разумеется, художественный образ - не иллюстрация для исследования категории комического: он многогранен.

Сущность комического - в противоречии. Комизм возникает в результате контраста противостояния. Однако формы комического противоречия разнообразны. Мы видим на примере комедии XVIII века разные грани комического. Невежество, бескультурье противопоставляются эстетическим идеалам: знаниям, образованности. Итак, появляется яркое произведение, подвигающее к развитию критической эстетической мысли, в частности, категории комического. Но эта категория понимается авторами того времени как смех.

К началу