Культурология : НАУКИ О КУЛЬТУРЕ – ШАГ В XXI ВЕК : Статья
private theses

Московская Н.В.

Москва

"СУПЕРПРОФЕССИЯ"

"Суперпрофессия". Так назвал одну из глав своей книги "Контакты на разных уровнях" и свою новую книгу Марк Захаров.

Почти два года западноевропейская культура прощалась с ХХ веком и вторым тысячелетием. И оглядываясь на последний, ХХ век, перечисляя его грехи и заслуги, многие не раз называли его веком режиссуры.

Современное искусствознание пришло к выводу, что в разные исторические эпохи один из видов искусства становится доминирующим. Так, в эпоху европейского средневековья идею мироздания воплощает архитектура, храм синтезирует другие виды искусства. К началу ХХ века в России и Европе активизируется театр, он становится ареной борьбы общественных взглядов, он же притягивает к себе и синтезирует живопись, музыку, танец. Повышение статуса театрального искусства повлекло за собой окончательное формирование доминирующей роли постановщика, руководителя творческого коллектива. Театр приобретает новое социальное качество. А с ним утверждается новая профессия - режиссер. Так ХХ век становится веком режиссуры.

На сцене театра и на арене жизни властной рукой режиссера разыгрываются спектакли… "Вишневый сад", революция 1917 года, "Мамаша Кураж", Третий рейх, "Принцесса Турандот", репрессии 37-го года.

Искусство режиссера как любое искусство разрабатывает свою технологию образного освоения мира. Причем особенностью режиссуры является то, что ее материал - живые люди в реальных условиях. ХХ век - век научных открытий, новых технологий, концентрации населения в мегаполисах. Это массовое высвобождение времени и человеческой энергии. Возникает проблема управления социумом.

Как управлять людьми? Как воздействовать на их сознание? На эти вопросы пытаются ответить такая молодая наука как психология и современная технология - менеджмент. Но оказывается, что на те же вопросы отвечает театр уже с момента своего возникновения. Приемы воздействия на зрителя театр разработал в технологии мастерства режиссера. И теперь уже можно сказать, что искусство режиссуры становится доминирующим по отношению не только к другим видам искусства, но и к социально-культурной деятельности в целом. По законам режиссуры осуществляется управление (менеджмент) в любой сфере: политике, средствах массовой информации, педагогике, психологии. Все эти области человеческой деятельности используют режиссуру как инструмент социального манипулирования.

"Режиссура в моем представлении - все сознательные и подсознательные воздействия на психику человека, все разновидности собственных намерений с превращением их в комбинации зримых материальных и энергетически ощущаемых процессов. Искусство режиссуры есть право и умение распоряжаться эмоциями и экономическими ресурсами людей… Режиссура высокого класса, достигающая уровня суперпрофессии, требует на определенном этапе… скрупулезно организованного инженерного планирования с огромным количеством самостоятельных творческих разработок. Режиссура еще и искусство вовлечения в формулируемый тобою процесс талантливых сотрудников с самостоятельным волевым, эстетическим и инженерным мышлением. Постановочное искусство тесно связано с лидерским талантом человека. Поскольку люди не могут быть уравнены в собственных возможностях и способностях, режиссура еще и способ выявления тех, кому дано направлять человеческие помыслы, созидать подсознательные импульсы для духовного совершенства или губительной деградации" (Марк Захаров).

Теория и практика лидерства выливаются в подлинную философию жизни, определяющую политическое, научное и социальное видение мира в концепции Менегетти.

Антонио Менегетти - доктор философии, психологии, теологии и социологии, академик нескольких международных и национальных академий, вице-президент Международной академии информатизации при ООН и президент Международной Ассоциации Онтопсихологии, входящей в состав экономического совета ООН, уникальный художник и музыкант, член Сената Международной Академии искусства утверждает: "Лидер является вершиной гуманистической экологии, он созидает себя сам последовательно и ответственно…"

Антонио Менегетти направляет основанную им науку онтопсихологию на аутентификацию интеллектуального и креативного потенциала лидера - политика, предпринимателя, ученого или художника: "Сущностная характеристика лидера - это умение привести к функциональному единству действие, сопрягающее множество потребностей, способностей и средств. Цель действия задается группой или социальным контекстом, то есть определяется или обуславливается необходимостью разрешения неких проблем или кризиса той или иной группы". Менегетти обосновывает этику рынка, форму прогресса особой природой и ролью лидера, он внедряет и пропагандирует систему воспитания такого лидера: "Кроме врожденного таланта, лидер наделен этической чувствительностью. По своей природе лидер стремится одарить окружающих добротой и достичь большего. Для него очевидна связь между первенством и обязанностями. Права - лишь следствие" Но система воспитания такого лидера уже проверена почти столетней практикой отечественной театральной педагогики - это воспитание режиссера. Эта система органична природе человека, она выкристаллизовалась в процессе вековой истории подражания, моделирования, тщательного изучения самой жизни в лабораторных условиях сцены, в волевых действиях организатора коллективных творческих устремлений.

"Я убежден, что театр не есть изобретение человека… театр - изобретение природы. "Весь мир - театр", - сказал нам наш самый авторитетный коллега, правда, с некоторым оттенком иронии. Я же серьезен как никогда. По-моему, театральная природа просматривается во Вселенной…" - Марк Захаров высказал очевидную истину. Тем труднее обосновать ее.

Когда-то живопись была уделом избранных. Теперь дизайн - эстетическое освоение окружающего мира, доступен каждому как на уровне потребления, так и на уровне технологии. Так и режиссура из привилегии избранных становится массовой технологией. Значит, можно сказать, что к настоящему времени режиссура существует, как минимум, в двух ипостасях: высокое искусство и прикладная технология. При этом условия перехода одного в другое следует рассматривать как отдельную проблему.

К сожалению, прикладная режиссура становится тайным оружием в нечистоплотных руках дельцов, инструментом рыночной идеологии. Психология как фундаментальная наука вскрывает механизмы влияния на человека, в том числе те, которые входят в арсенал режиссуры. Теперь любой может ими воспользоваться, не давая клятву Гиппократа и не принося жертвы на алтарь искусства.

В начале ХХ века система К.С. Станиславского вызвала за рубежом сенсацию. Особенно в Америке, не имевшей своих театральных традиций. Теперь же система Станиславского, дополненная последними разработками психологов, возвращается к нам с запада выхолощенными методиками манипулирования человеком средствами СМИ, рекламы, менеджмента, психокибернетики.

Режиссура стала прикладной, выйдя за пределы театра. Атомная энергия, выйдя из лаборатории ученых, стала угрозой в руках потребителя. И режиссура как современная технология манипулирования сознанием, так же опасна во власти не художника, а прагматичного обладателя приемами. В то время как условием существования театра является негласная конвенция между зрителем и режиссером, прикладная режиссерская технология в рыночных условиях манипулирует людьми без их ведома и согласия. Особенно она вредна тем, что воздействует на эмоционально-образную сферу человеческой психики, испытывающую в современных условиях голод, деформирующий личность. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования, в том числе К.А. Абульхановой: "Эстетическое, этическое переживание - результат своеобразного искусства личности непосредственным образом воспринимать красоту мира или другого человека так, чтобы само переживание становилось ценностью… Между тем именно позитивные эмоциональные переживания стали одним из дефицитов нашего века". В защиту экологии человека первым выступил Д.С. Лихачев. И вот уже новая отрасль психологии - акмеология ставит вопрос об экологии человека, о его психологических, нравственных потерях и уродствах как результате современной реальности.

Веками театр учился у жизни, теперь театр играет жизнью. Режиссер - лидер, организатор, педагог, художник, автор - творец второй реальности - искусства, иллюзий (социального обмана). Исследования К.А. Абульхановой также показали, что отличительной особенностью современной российской ментальности является эмоциональное отношение к политике. А какой вид деятельности владеет способностью эмоционально-образного воздействия? Искусство. Не потому ли особым авторитетом традиционно пользуются в нашей стране артисты, поэты, деятели театра и кино. Образ всеми любимого артиста одухотворяет предвыборную кампанию какой-либо партии на выборах. Не делая прогноз о возможности эмоционального взрыва в массах, акмеология в настоящее время констатирует разрыв между проблемным отношением к действительности и эмоциональным, что характеризует неустойчивость психического состояния общества моральной формулой доверия - недоверия.

Кто же занимается социальной режиссурой? Художник или делец? Рассуждая об ответственности художника, Ж. Маритен признает, что между автономными мирами Морали и Искусства неизбежно присутствует напряжение, приводящее к их конфликту. Однако они связаны через общество и не отделимы друг от друга. Жизнь человека не может обходиться без творческого начала Красоты, где последнее слово за Искусством. Искусство реализует себя исключительно в обществе, где царит Мораль. Эти миры не могут игнорировать друг друга, поскольку оба замыкаются на человека. Зато если человек - Художник, он не может пойти на то, чтобы стать плохим художником и испортить свое творение. В современном управлении весьма актуальной стала идея необходимости целеполагания для достижения эффективной деятельности, рассчитанной на конкретный результат. Вряд ли знакомы практики менеджмента с театральной этикой Станиславского и Вахтангова, с идеей сверхзадачи спектакля как общественно значимого предназначения творческой деятельности, благородного служения людям.

Экологический кризис завладел полностью вниманием человечества. Как защитить природу, физическое здоровье человека? А рядом стоит не менее важный вопрос. Как сохранить духовность человека? Оказывается, экология человека поддерживается главным условием - общением. И опять следует вспомнить, что система Станиславского стоит у истоков теории общения и ее практической реализации при помощи продуктивного взаимодействия " в предлагаемых обстоятельствах".

Восприятие ошеломляющего потока информации быстро утомляет. Психологи утверждают, что восприятие - один из видов деятельности. И как любая деятельность требует затрат энергии. Но не физической, а психической. В 1981 году Антонио Менегетти заявил: "Сейчас я уже почти готов отказаться от психотерапевтической практики лечения больных, дабы открыть людям иной путь - путь освоения первичной энергии жизни - ума. Сегодня весь мир обеспокоен проблемами энергетики - добычей нефти, угля, урана и т.д. Однако энергетическим источником, лежащим в основе всех остальных видов энергии, является разум. Народ или научная школа, способные управлять этой мощной силой, обладают элементарной формой, контролирующей любую другую энергию".

Человек, пытаясь сохранить энергию, перестает видеть проблемы и нестандартные ситуации, переходит к мыслям и действиям по стереотипам. Увеличение информации порождает потребность экономить психофизическую энергию на ее освоение. Общество, будучи открытой самоорганизующейся системой, начинает вырабатывать технологии, ведущие к уменьшению энтропии. При этих условиях "суперпрофессия" оказывается универсально действующей, энергосберегающей технологией будущего.

К началу