Культурология : НАУКИ О КУЛЬТУРЕ – ШАГ В XXI ВЕК : Статья
private theses

Ларина С.О.

Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма

Москва

К ВОПРОСУ ПОЗНАНИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ XX-XXI ВВ.

Проблематика познания кардинальных изменений действующей культуры России, которые она претерпела в XX-XXI вв. На сегодняшний день является задачей чрезвычайной сложности. Решение этой задачи следует начать с дефиниции самого понятия "культура", которая на сегодняшний день по данным министерства культуры Российской Федерации имеет 326 трактовок (по неофициальным данным свыше 500). Вторая трудность состоит в том, что многочисленные труды по культурологии по мнению академика Ю.В. Рождественского, эта наука на сегодняшний день не дает прогнозируемых результатов в будущем. В русском языке часть слова "логия" - из названий наук вроде "сейсмология", "паразитология", "нутрициология" и др. принято связывать с таким типом знания, когда на основании имеющихся данных и логической структуры данного знания возможны дедуктивные выводы. Что касается учений по культуре, то пока дедукция в них не возможна, поэтому трудно не согласиться с академиком Рождественским, который предлагает применить слово "ведение" по образцу названий "востоковедение", "краеведение" и т.д. В этих науках не строгая дедукция, а эрудиция в предмете. В курсах и книгах о культуре мы и имеем дело главным образом с эрудицией. Поэтому слово "культуроведение" представляется более приемлемым нежели "культурология". Интерес культуры указанного периода как никогда актуален по масштабу и глубине происшедших перемен. Впервые слово "культура" появилось в России в "карманном словаре иностранных слов" Н. Кириллова в 1846 г., где оно расшифровывалось как целенаправленная деятельность для пробуждения дремлющих в предмете сил и как известная степень развития этой деятельности. После этого в 40-70-е гг. слово "культура" внедряется в активную лексику русского языка. Характерно, что с этим событием наблюдается увеличение интереса в обществе к общественно-политическим терминам, к социальным и философским обобщениям. Владимир Даль в 1865 г. раскрывает слово культура через понятие умственного и нравственного образования. Клюшников в "Энциклопедическом всенаучном словаре" (часть 1, СПб, 1878 г.) говорит о культуре как о духовном и материальном развитии страны. Первая попытка познания культуры России относится к 1895-1896 гг. с выходом в свет "Очерков по истории русской культуры. П.Н. Милюкова в журнале "Мир Божий". Следующий труд М.Н. Покровского, написанный с сугубо материалистических позиций, появился в 1915 г. Казалось бы, после выхода этих трудов должен был начаться дальнейший процесс углубления познания культуры. Однако этот процесс натолкнулся на Октябрьский переворот, когда действующая культура была загнана в "прокрустово ложе" коммунистических представлений, которые не только не учитывали, но и не знали свойств, закономерностей развития, характерных отличий культуры России. Советская цивилизация обрушилась по причине невозможности воспроизводства самой себя. В настоящее время страна еще не выбралась из-под обломков цивилизации. Исследования истории зарождения, развития и крушения советской цивилизации сегодня имеют актуальный характер, поскольку от этого зависит поиск новой, более оптимальной модели развития культуры России. Для решения этой проблемы необходимо решить целый комплекс задач по разработке целого комплекса задач по методологии познания отечественной культуры. Здесь представляется весьма перспективной разработка научного наследия академика Ю.В. Рождественского создавшего оригинальную систему - инструмент познания культуры - труд "Введение в культуроведение". М., 1999.

К началу