Культурология : НАУКИ О КУЛЬТУРЕ – ШАГ В XXI ВЕК : Статья
private theses

Кабанова О.В.

АПРИКТ

Москва

ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ Л.Н. ГУМИЛЕВА ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

1. Учение Л.Н. Гумилева в контексте развития научной мысли.

Третье тысячелетие, начало XXI века… Еще одна веха в истории осталась позади, человечество перешагнуло рубеж XX-XXI веков, и можно с уверенностью сказать, что такие события никогда не проходят бесследно, они всегда дают толчок к рождению новых идей, оригинальных творческих мыслей, фундаментальных открытий, гипотез и концепций. Естественные и общественные науки выходят на новые рубежи в своем развитии. Как мы знаем из опыта истории науки, нередко случается, что принципиально новые методологические принципы, могут подтолкнуть современные научные дисциплины или научные направления к вступлению в качественно новую фазу развития. Вполне вероятно, что научные концепции и исследования Л.Н. Гумилева могут стать именно такой силой.

Анализ учения Л.Н. Гумилева с позиций различных наук, выявление роли и места его трудов в системе научного знания, исследование проблемы природы пассионарности, соотношения этногенеза, биосферы и ноосферы - все это формирует единое, целостное знание о человечестве и природе Земли, дает возможность последующим поколениям понять и осмыслить процессы, происходящие как в России, так и во всем мире.

2. Портрет ученого и человека.

Лев Николаевич Гумилев - сегодня это, пожалуй, один из самых известных русских ученых и в то же время один из самых загадочных и таинственных, несмотря на то, что мы являлись его современниками. Мы могли его слышать на публичных чтениях, докладах и лекциях, видеть его выступления и интервью по телевидению, но при этом, в отличие от других прославленных имен в современной национальной науке, его биография, тиражируемая в многочисленных печатных изданиях, на самом деле неизвестна широкой аудитории.

Л.Н. Гумилев навсегда останется в истории русской науки и культуры автором работ по истории древних и средневековых народов, истории кочевничества, работ по теории этнологии, истории России, истории ее этносов, культуры и церкви, автором теории пассионарности, ставшей сегодня общепринятой научной дисциплиной.

Однако несомненно, что сам он свой научный вклад в русскую науку видел, прежде всего, в создании и обосновании теории пассионарности - роли фактора пассионарного напряжения этногенеза в живом развитии этносов,- который до него не замечали, не видели и на проявления которого не обращали внимания историки, этнографы, биологи и географы.

3. Теория пассионарности.

Пассионарность - это эффект энергии живого вещества, проявляющийся в стимулах к той или иной деятельности. Пассионарность - от латинского "passio" (страсть) и "ionis" (движущийся). Пассионарность, по мнению Л. Н. Гумилева, - это характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников.

Другими словами, пассионарность, по его мнению, - это способность и стремление к изменению окружения, или, переводя на язык физики, - к нарушению инерции агрегатного состояния среды. Импульс пассионарности бывает столь силен, что носители этого признака - пассионарии не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков. Это очень важное обстоятельство, указывающее, что пассионарность - атрибут не сознания, а подсознания, важный признак, выражающийся в специфике конституции нервной деятельности. Степени пассионарности различны, но для того чтобы она имела видимые и фиксируемые историей проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много, то есть это признак не только индивидуальный, но и популяционный.

4. Научная теория Л.Н. Гумилева как результат компиляции системного, междисциплинарного подхода и опыта естественнонаучного наблюдения.

Лев Николаевич в числе первых в гуманитарной по существу науке истории применил опыт естественнонаучного наблюдения и обобщения, предложенный В.И. Вернадским, и теория пассионарности Л.Н. Гумилева явилась результатом такого невиданного до сих пор способа обращения с фактами истории.

Из разнообразия идей, разработанных Л.Н. Гумилевым, представления о пассионарных толчках, инициирующих поведенческую активность больших групп людей, в том числе приводящую к образованию новых этносов, оказываются наиболее интригующими для естествоиспытателей.

Ученый понимал, что только системный, междисциплинарный подход может вскрыть генезис и естественнонаучную суть, предложенной им концепции. Обладая удивительным талантом видеть исторические процессы в их совокупной пространственно-временной взаимосвязи, он понимал конструктивность такого взгляда, считая, что не только углубление в предмет дает познание. Конечно, конкретные детали общей, междисциплинарной идеи должны прорабатывать специалисты в каждой из наук, имеющих отношение к предмету рассмотрения, однако, будучи гуманитарием, по профессии, он считал, что сущность его идеи о пассионарных толчках может быть понята только на базе естественных наук.

Поиск истины заставил Л.Н. Гумилева пересечь так долго охраняемую демаркационную линию между историей и географией. Он методично и скрупулезно уясняет для себя зримую, ощутимую взаимозависимость между изменениями хозяйственной и политической систем этноса и реорганизациями, эволюциями ландшафта, который являлся родной нишей данного этноса.

В развитии своей теории Л.Н. Гумилев был великим стратегом. Он настаивал, что этногенез и, следовательно, объяснение исторической судьбы каждого этноса, продемонстрированное ученым на знаменитых его географических картах, схемах, графиках, является прерогативой системного подхода к историческим фактам, и, следовательно, этногенез, рождение этносов отнесены автором, прежде всего, к явлениям естествознания. Естественнонаучное объяснение природы этноса, географизация этой проблемы были и логическим, и стратегическим ходом, и потому вся проблематика этнической истории человечества, бывшая долгое время уделом гуманитарного толкования источников, терминов превратилась в новый феномен, для распознания которого негодными оказались методики исследования всех школ этнографии, истории, востоковедения.

Этногенез - нечто глубинное, и его природа коренится не в сознании, а в поведении. Это область объективной реальности, связи с ландшафтом, со всей природно-исторической средой, которая называется этносферой. Естественники приняли системный подход и рассматривают этнос как часть своих научных концепций. Гуманитарии неоднозначно восприняли идеи и концепции Л.Н. Гумилева, однако, в последнее время системный, междисциплинарный подход к вскрытию генезиса и естественнонаучной сути общественно-социальных явлений, предложенный Л.Н. Гумилевым, находит у них все больше понимания.

5. Научные теории Л.Н. Гумилева и их будущее.

Сегодня концепции Л.Н. Гумилева органично вошли в системы различных наук. Можно с уверенность сказать, что Ученый предвидел такое развитие событий: "…этногенез - это творческое преобразование этнических коллективов в этносферу. Переведем наше обобщение на язык смежных наук и мы получим: в плане философском - момент творческой динамики этноса соответствует скачку при переходе количества в качество. В плане зоогеографии этнос - это антропогенная сукцессия, затухающая вследствие сопротивления среды. В плане географии и геологии - это тектонические микроизменения, где этносы приравнены к прочим природным факторам. Даже развалины городов можно рассматривать как метаморфизированный антропогенный ландшафт. В плане этнографии - визуальное наблюдение над нефиксируемым в динамике объектом, потому что этнографы не изучают и не включают в свое наблюдение темпоральность, то есть время. В плане генетики - это микромутация, появление нового признака, который в процессе эволюции утрачивается. Передача его от поколения к поколению происходит не столько передачей генотипа, сколько посредством сигнальной наследственности, то есть научения и отбора. И, наконец, в плане культуры - это возникновение и утрата традиций, явление зафиксированное, но каждый раз переобъясняемое и переиначиваемое историками, культурологами, потому что переживание истории бесконечно, а сама история - факт - единична" (Айдер Куркчи. Л.Н. Гумилев и его время. Ч.2. Интернет).

Л.Н. Гумилев в своих научных трудах, монографиях и публичных выступлениях неоднократно высказывался против узкой специализации в науке, препятствующей формированию и построению широких обобщений. Выводы, сделанные Л.Н. Гумилевым, представляют собой методологическую базу для междисциплинарных исследований, ориентированных на проблематику, находящуюся на стыке различных наук.

Далеко не все специалисты соглашаются с научными идеями и выводами Л.Н. Гумилева. Однако невозможно не признать большой ценности и важности исходных позиций ученого, значимости собранного им огромного фактического материала, новизны, свежести и оригинальности его подхода к осмыслению казалось бы давно известных научных фактов и пристальному вниманию к процессам, выпавшим из поля зрения предшествующих исследователей.

Наконец, сегодня, в условиях идеологического и научного плюрализма, как один из возможных и часто успешно "работающих", подход к истории и культуре этого глубокого и оригинального мыслителя, безусловно, заслуживает внимательного изучения и использования в исследовательской деятельности.

К началу