Культурология : НАУКИ О КУЛЬТУРЕ – ШАГ В XXI ВЕК : Статья
private theses

Ершова Н.Н.

Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма

Москва

К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ КОНЦЕПЦИИ НАЧАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Динамика культурного развития является фактом неоспоримым. Равно как и динамика развития всех сфер, составляющих ее многообразие. И о том, плохи или хороши те или иные изменения, можно судить, лишь отдалившись на значительное временное расстояние, когда объективизируется их причинно-следственные взаимодействия и закономерности.

Но, тем не менее, проблемы, нередко возникающие вслед за социокультурными изменениями, заставляют современников каждый раз обращаться к поиску их разрешения. И каждый раз потребность в этом обостряется, когда в обществе происходит скачкообразный переход в новое качественное состояние. Так и сейчас, не может оставаться без внимания состояние "здоровья" общества в его художественно-эстетическом аспекте. Поиск причин происходящего, поэтому, заставляет научную мысль проникать глубже в социокультурные процессы - изучать закономерности "массового" общества, влияние средств массовой коммуникации, изучать тенденции в сфере культуры (как института) и образования и т.д. В связи с этим объяснима потребность к обращению и исследованию начального художественного образования, как одного из немаловажных факторов, влияющих на динамику развития культуры.

Следует еще раз подтвердить тот факт, что эта сфера всегда была в объективе пристального внимания исследователей ни один десяток лет. Но, учитывая то кризисное состояние, в котором оно находится в последние годы, она вновь и вновь требует своего изучения для выработки новой концепции начального художественного образования.

Суть кризисной ситуации заключается в том, что, во-первых, существовавшая ранее в стране целая система начального художественного образования, включающая в себя общеобразовательные школы, специализированные учебные заведения, средства массовой информации, на сегодняшний день распалась. Современная школьная программа не справляется с задачами воспитания, развития искусством и обучения искусству. Выводя на второстепенные роли предметы художественно-эстетического образования, главной задачей она определяет для себя "вооружение" ребенка как можно большим числом естественно- и общественно-научных знаний, которые в будущем позволят ему стать квалифицированным работником. Те же тенденции присущи и средствам массовой информации. В советский период книгоиздательство и телевидение наряду с идеологической пропагандой через художественно-образовательные программы или печатную продукцию проводило целенаправленную и систематизированную работу по формированию умений и навыков, вкусов и предпочтений, ценностей и идеалов ребенка, пусть даже и унифицированных, но несущих в себе положительно направленный побудительный заряд. Сегодня работа средств массовой информации, обслуживающих запросы современной культуры, строится на тотальном использовании последних технических достижений. Формирование массового сознания, а также манипулирование им достигается, в том числе и за счет знания и применения важнейших социально-психологических механизмов. В результате, достижения научно-технического прогресса сделали возможным полностью исключить из средств массовой информации начальное художественное образование, как фактор формирования общей культуры личности и целенаправленного обучения детей различным видам искусства.

Таким образом, из трех инстанций, которые должны составлять систему начального художественного образования, на сегодняшний момент осталась лишь одна - сеть специализированных учебных заведений, к которым относятся детские музыкальные школы, художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии и некоторые другие учреждения.

Но кризис затронул непосредственно и эту сферу.

Проследить возникновение и углубление противоречий в ней возможно, анализируя изменения, происходящие в двух основных направлениях ее деятельности: "начальном профессиональном обучении и образовании, подготовке наиболее одаренных учащихся к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования в сфере искусства и культуры", а также "формирование общей культуры личности обучающегося,…воспитание гражданственности и любви к Родине" (из Типового положения о государственных и муниципальных школах искусств).

За последнее время в учреждениях начального художественного образования явно прослеживается тенденция смещения акцентов с профессиональной подготовки учащихся к их общему культурному развитию. Речь не идет о подготовке Исполнителей из числа детей одаренных, талантливых. Их образованием занимаются в специализированных учебных заведениях, или, по крайней мере, в школах, которые специально выделены среди остальных и которые находятся под патронажем властей, общественности. Речь идет о том, что сейчас профессия преподаватель музыки (живописи, хореограф, хормейстер) не является привлекательной. Для современного молодого человека сфера художественного образования не в состоянии обеспечить требуемый уровень жизни. В результате, последние несколько лет в средние учебные заведения этого профиля на вступительных экзаменах нет конкурса, и училища испытывают явный недобор контингента.

Надо отметить, что это больше характерно не для столичных учреждений, так как правительство Москвы разработало специальные программы по поддержанию и развитию культуры в мегаполисе, и не единичным образовательным учреждениям культуры в крупных городах, непосредственно специализирующиеся на профессиональной подготовке учащихся. Это касается, в первую очередь, учреждений в областных, малых городах и сельской местности, которые вынуждены самостоятельно приспосабливаться к изменению социально-экономической ситуации, что, соответственно, ведет к трансформации начального художественного образования.

Давая оценку второму направлению деятельности в начальном художественном образовании, следует отметить следующее. Конечно, учитывая суть художественного образования, невозможно предположить, что, воздействуя на чувственно-эмоциональный мир ребенка, не происходит влияния на становление его внутреннего духовного мира. Но степень такого воздействия зачатую оказывается настолько недостаточной, что не закрепляется в сознании и поведении формирующегося индивида в силу того, что не поддерживается другими сферами общественной жизни, или используются образовательные технологии, несоответствующие современной культурной ситуации.

К сожалению, причисленность человека к учреждению начального художественного образования вовсе не означает по вышеозначенным причинам, что ему прививается потребность в творческой деятельности того или иного рода, или потребность в ее восприятии. И наличие диплома об окончании такого учреждения не гарантирует, что человек стал "эстетически грамотным". Скорее всего, он не сможет противостоять потоку низко-художественной информации через средства массовой коммуникации и окажется не в состоянии осуществлять отбор продукции, действительно заслуживающей внимания, из огромного количества различного рода суррогатов. По большому счету сейчас противостоять этому может только семья.

Полагать, что специалисты в этой области не понимают этих проблем и не пытаются их решить, было бы неверно. Иначе не было бы этого кризиса в сфере начального художественного образования, так как этой сферы уже попросту бы не существовало. В силу того, что невозможно изменить социально-экономическую ситуацию, которая смогла бы создать ситуацию для оптимального развития начального художественного образования, нужно выработать новые подходы к формированию концепции в этой сфере, которая сама способствовали бы положительно направленной динамике культурного развития. Четкие ответы на вопросы "зачем нужно начальное художественное образование, и какое оно должно быть" каждого из субъектов этого процесса поможет выработать такую концепцию. А технологии по ее реализации не заставят себя ждать.

К началу