Культурология : НАУКИ О КУЛЬТУРЕ – ШАГ В XXI ВЕК : Статья
private theses

Домбровский А.А.

Государственная инспекция охраны историко-культурного наследия Воронежской области

Воронеж

К ПРОБЛЕМЕ ВОССОЗДАНИЯ КАРТИНЫ МИРА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

В каждую историческую эпоху, у разных народов в соответствии с определённым типом познания формировалась конкретная картина мира. В самом общем виде "картину мира" можно определить как результат всестороннего познания действительности, обусловленный уровнем развития культуры, науки, техники и искусства1. Встречаются также и синонимичные понятия - "образ мира", "модель мира"2. В данном случае мы не будем останавливаться на определённых нюансах и различиях этих понятий и будем использовать чаще употребляемое - "картина мира".

Применительно к рассматриваемой теме речь будет идти о мифопоэтической картине мира, относящейся к периоду, когда основным способом осмысления мира и разрешения противоречий является миф, мифология, понимаемая не только как система мифов, но и, главное, как особый тип мышления, противостоящий историческому и естественнонаучному типам мышления.

Восточные славяне - население, говорящее сегодня на русском, украинском и белорусском языках. Этому населению свойственны специфические языковые и этнографические особенности, выделяющие их из остального славянского мира. До образования отдельных восточнославянских народностей, восточные славяне составляли единую народность, для которой были характерны общий язык и единая материальная и духовная культура. Интересуемый нас период хронологически можно определить следующими рамками: с VII-VIII в.в. н. э., когда восточные славяне выделяются из остального славянского мира, и формируется самостоятельный восточнославянский язык, что фиксируется лингвистическими данными3; заканчивается - моментом принятия восточными славянами христианства, принесшего совершенно новое мировосприятие, свою систему догматов и символов. Таким образом, восточные славяне - понятие не столько географическое, сколько этноисторическое.

Мифопоэтическая картина мира восстанавливается на основании самых разнообразных источников, из которых основными являются письменные источники, содержащие мифологические тексты.

Собственно славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-мифологическая целостность "язычества" была разрушена в период христианизации славян. Возможна лишь частичная реконструкция основных элементов славянской мифологии на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников, а также лингвистических данных. Однако фольклорные, этнографические, впрочем, как и языковые данные хронологически относятся к эпохам, более поздним. В связи с чем возникает необходимость пристального изучения материальных памятников, по времени относящихся к дохристианскому периоду, прежде всего памятников искусства, не несущих утилитарных функций и отражающих в большей степени духовную культуру, мировоззрение народа. Кроме того, для мифопоэтической картины мира существенен вариант взаимодействия с природой, в котором природа и окружающий мир кодируется с помощью знаковых систем. Иначе говоря, картина мира реализуется в различных семиотических воплощениях. Памятники материальной культуры, как бы "застывшие" в своём времени и не подвергавшиеся в дальнейшем каким-либо изменениям (не считая, конечно, физического старения) представляют собой исключительно ценный и интересный материал для воссоздания картины мира прошлого. Безусловно, здесь существуют свои трудности. Во-первых, проблема хронологии вещественных памятников и их соотнесение с конкретным этносом. Во-вторых, определение заимствований, влияний извне. В-третьих, проблема дешифровки, интерпретации сюжетов и символов. Однако при комплексном подходе с привлечением данных археологии, этнографии и других наук эти проблемы могут быть успешно преодолены.

Учитывая отсутствие у восточных славян собственных письменных источников и мифологических текстов, перспективным для получения новых данных об их мировоззрении и миропонимании представляется путь по изучению именно памятников материальной культуры, прежде всего предметов культового назначения и искусства. Тем более к настоящему времени благодаря археологическим раскопкам накоплен значительный вещественный материал.

Подводя итог, можно сказать, что к настоящему времени все те знания о духовной культуре восточных славян эпохи "язычества" получены, в основном, благодаря исследованиям этнографов, лингвистов и археологов. Однако, как этнографами, так и лингвистами в недостаточной степени привлекаются материальные памятники, непосредственно относящиеся к дохристианской периоду. С другой стороны, воссоздание картины мира восточных славян только с помощью археологических данных и методов практически невозможно. Искусствоведами практически не изучен пласт памятников, относящихся к периоду "язычества" восточных славян.

Таким образом, учитывая, что материальные памятники, прежде всего предметы культового назначения и искусства - это овеществлённая духовная культура, перспективными представляются культурологические и искусствоведческие исследования с широким привлечением имеющихся этнографических, лингвистических и археологических материалов. При подобном комплексном подходе, как нам кажется, могут быть получены новые данные о миропонимании и мировоззрении восточных славян эпохи "язычества".

Примечания

1Кузнецов Б.Г. Эволюция картины мира. - М., 1961; Бляхер Е.Д., Волынская Л.М. "Картина мира" и механизмы познания. - Душанбе, 1976.
2Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. Токарев С.А. - М., 1997. - Т.2. К-Я. - С. 161-163.
3Филин Ф.П. Образование языка восточных славян. - М.-Л., 1962. - С. 152-290; Филин Ф.П. Происхождение русского, украинского и белорусского языков. - Л., 1972. - С. 6-30.

К началу