Культурология : НАУКИ О КУЛЬТУРЕ – ШАГ В XXI ВЕК : Статья
private theses

Чураев В.И.

Москва

РУССКОЕ ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО.
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРЬЕРА

Возрастающий в последнее время интерес к храмовому зодчеству, связанный с восстановлением и строительством христианских православных храмов, определяет актуальность изучения данной темы.

Принципы строительства древних русских городов и их архитектурное развитие во многом зависело от храмовой архитектуры: происходит проникновение в светскую архитектуру элементов храмового зодчества. Большую роль в этом играла символика храма, отдельные элементы (символы) его архитектуры. При всех символических значениях архитектура храма - кубическое основание, перекрытое круглым куполом. В "Христианской топографии" Косьма Индикоплов писал: "Земля же убо есть вся четвероугольна". В пророчестве Исайи говорится, что поставил Бог "небо яко же комару" (свод).

Принципы строения храма на Руси решались в рамках утверждения на Руси христианства. Формообразование интерьера православного храма имеет свои специфические особенности. Главная задача храма - проведение обрядов и служб религиозного действа. Это определяет специфичность функций и слаженность общего ансамбля интерьера, что позволяет рассматривать храм как целостный комплекс проведения религиозных обрядов. В связи с рассматриваемым вопросом храм является идеальным пространственным архитектурным сооружением. Это позволяет выявить основные закономерности его развития и определить его основные черты.

Интерьер (внутреннее убранство - см. "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова) объединяет в себе три главных внутренне-функциональных объема сооружения - святилища (алтаря), места для молящихся (наоса) и притвора (нартекса). Каждый храм отличается определенным количеством приделов, которые характеризуют самостоятельность интерьерного ансамбля. Их различие может состоять в разности стилей и направлений, а также во времени данной постройки. Общность храмовых интерьеров определяется в теологической концепции религии, в соответствии с которой все церковные сооружения являются Вселенской Небесной Церковью и должны иметь однотипное устройство.

Анализируя сходство в структурном строении всех интерьеров, можно говорить об "идеальной модели" внутреннего убранства. Это определенная схема устойчивой конструкции и выверенной композиции, которая предполагает постоянную связь предметов с планировкой интерьера, соблюдение канонических решений предметной среды. Мировоззренческие основы христианства воплотились в определенных структурных формах архитектурного решения, которые складывались веками, достигая большей выразительности и стройности построек. Общие черты храмового интерьера были заложены еще в период их первого строительства и окончательно утверждаются с мировым распространением христианства в период Средневековья. Русское православное зодчество к этому времени уже имело определенный опыт создания культовых сооружений, и здесь окончательно формируются принципы росписей и формы атрибутов православной церкви - определенное расположение росписей и высокий иконостас. Конечно же, нельзя всю модель православного храма строить на каких-то определенных временных периодах развития. При рассмотрении модели интерьера храма необходимо учитывать исторический опыт и ошибки предыдущих поколений. Априорное строительство в храмовой архитектуре также бессмысленно, как изучение христианства без изучения библии. Но в тоже время копирование ранних образцов с точки зрения современности, также невозможно, как невозможно "войти в одну реку дважды". Отсюда следует вывод, что понятие времени в религии и постоянство ее концепций в храмовом зодчестве нужно рассматривать как последовательно развивающиеся в конкретном историческом контексте. Это позволяет выделить наиболее яркие примеры воплощения различных черт "идеального интерьера" в художественных формах и стилях различных исторических периодов.

Рассматривая теологическую концепцию формообразования интерьера храма, необходимо отметить философскую тождественность первообраза и его материальное воплощение. Христианский храм символизирует "центр мира", его ось. Пересечение вертикальной и горизонтальной протяженности говорит о сакральной иерархии его внутреннего пространства. Притвор - земля, место для всех, наос - небо, место только для верующих, алтарь - священное место, превыше неба, место для священнослужителей. Купол является как бы продолжением алтаря, поэтому там принято изображать Образ Христа - Вседержителя. Иерархическая организация христианской вселенной отражается на здании храма и его интерьере. Троичность структуры основана на самой концепции христианства: триединство бога - Бог-отец, Бог-сын, Бог-святой дух. Фактор метафизической концепции определяет и низкую степень вариативности структуры интерьеров храмов. Каждое из пространств олицетворяло одно и то же умозрительное пространство Небесного царства, реализуя на практике понятие "единства множеств" в философской тождественности разных материальных объектов. Поэтому можно утверждать, что теологическая концепция является важным фактором устойчивости структуры храмового интерьера вне зависимости от времени его создания и стилевой принадлежности. Специализация церковных помещений и регулярность совершаемых обрядов предполагает постоянство объемно-планировочного решения пространства, оптимизации проводимых функций. Постоянство и неизменность ритуалов гарантирует структурную устойчивость интерьера. Концепция образной системы мышления является одним из основополагающих принципов формообразования внутреннего убранства храма. Передача чувственно-материальных форм и их организация не просто обозначает какое-то действие, а передает определенные качества объекта поклонения, что согласовано с самой церковью, ее главными положениями. Шестой Вселенский Собор постановил отказаться от абстрактной символики в храмовом искусстве, от философских трактовок религии и утвердить каноническое изображение событий и сущности.

Образная концепция формировалась постепенно, на протяжении длительного периода, и окончательно утвердилась лишь в XVII веке. Принципы наглядности определили структурное решение интерьера храма, его основные пространственно-объемные характеристики, декоративное решение отдельных элементов, создав общую схему организации пространства. Образное решение религиозных истин просматривается в утверждении пятиглавия (Христос и четыре Евангелиста), но в целом внутренняя структура храма остается трехчастной. При образной концепции формообразования интерьера декоративным элементам свойственна символичность. Замена символики на образ не всегда удается. Кроме этого, цветовая символика, орнамент, декор, которые сформировались еще до принятия христианства, выходят за рамки православного искусства, отражаясь в бытовой жизни и светской культуре. Иерархическая субординация, отраженная во внутреннем пространстве храма, имеет разное исполнение. Повторяемость образов в куполах и алтарной апсиде, иконостасе и "парусах" имеет разный ритмический шаг. Это связано с разносторонностью интерьера и применением различных архитектурных форм. В каждом из многочисленных пространств, принцип иерархии получает полное развитие и различную степень разработанности. Осуществляется принцип повторения целого в отдельных частях, зависимых друг от друга, что создает целостность структурной композиции. Это также подчеркивает общую закономерность в формообразовании всего внутреннего пространства и составляющих его отдельных элементов.

Использование каноничности в формировании архитектурного интерьера отличается от религиозной литературы. Зодчество использует не все произведение, а только его принципиальные схемы: конструкции отдельных элементов, композиция, объемное решение и т.д. В связи с этим художественные произведения культового характера обладают большой степенью вариантности, в рамках принятых в православии норм (цвет, материал, декор, сюжет). Основная функция каноничности - не исказить связь первообраза с его формой, иначе теряется главный смысл ритуальных действий. Церковный канон определяет принципиальное устройство внутреннего интерьера храма, как центральной оси, на которой строится вся организация религиозного действа.

К началу