Культурология : НАУКИ О КУЛЬТУРЕ – ШАГ В XXI ВЕК : Статья
private theses

Бурлова Н.В.

Управление культуры Северо-западного административного округа Москвы

Москва

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ, СПОСОБЫ ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Демократизация современной общественной жизни в России создала благоприятные условия для расширения прав и свобод человека и гражданина, что на практике способствовало распространению общественных движений и активизации общественных и частных инициатив в области культуры.

В ст. 15 Конституции РФ закреплено право граждан на создание организаций, учреждений и предприятий по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей. Выполняя эту задачу, государство не допускает монополии в области культуры, давая возможность на свободный выбор организационно-правовых форм культурной деятельности.

Этот процесс связан с появлением учреждений и организаций культуры общественной или частной форм собственности, которые начинают составлять наиболее ощутимую конкуренцию и, вместе с тем, дополнение к государственному сектору культуры. Вновь создаваемые общества, ассоциации, союзы, фонды объединили на основе совпадения интересов или целей людей разных возрастов, национальностей, профессий. Разнородность социально-организационных форм культурной деятельности объясняется тем, что различным возрастным, национальным и другим группам нужны не только общие и одинаковые, но и, весьма различные, формы организации их культурной деятельности.

Современные социально-экономические преобразования в России повлекли за собой ситуацию, в которой традиционные механизмы государственной поддержки работают слабо и необходимо формирование новых механизмов негосударственной поддержки организаций культуры, обеспеченных соответствующей правовой базой.

Привлечение внебюджетных источников финансирования, сотрудничество социально-культурной сферы с финансовой, промышленной сферами, с общественными движениями и организациями становятся яркой приметой сегодняшнего дня. В этой связи существует взаимная заинтересованность этих сфер, культура и бизнес на современном этапе могут и должны стать полноправными партнерами, взаимно дополняющие друг друга.

Представляется интересным исследование множественности и разнообразия организационных форм культурной деятельности в России на рубеже XIX-XX веков (объединения художников и композиторов, театры антрепризы, частные галереи и т.д.), характеризующегося взлетом культуры и искусства, расцветом благотворительности и меценатства, которые в России имеют свой неповторимый, самобытный характер, являются своеобразным культурно-нравственным явлением.

Изучение этого опыта может быть полезно при разработке методов формирования различных институтов и организационно-экономических форм сотрудничества бизнеса и культуры в современной России.

Следует различать несколько основных видов такого сотрудничества: спонсорство, благотворительность и меценатство.

Вложение средств частным бизнесом в культуру объясняется не столько альтруизмом, сколько, вполне определенной, коммерческой заинтересованностью вкладчика. Предпринимательский успех фирмы, ее прибыль в значительной степени зависит от ее известности в обществе, от положительного имиджа и от получаемых налоговых льгот.

В настоящее время значительное место в развитии различных инновационных направле-ний в культуре принадлежит спонсорской поддержке. Именно спонсорские вложения, основанные на взаимовыгодном сотрудничестве, позволяют осуществлять смелые совместные проекты в сфере культуры (Межрегиональный общественный благотворительный фонд "Новые имена", Международный конкурс молодых исполнителей русского романса "Романсиада" и др.).

Благотворительность, как социальное движение, не признает материальных, духовных и других различий между людьми, исходит из вечных принципов добра и справедливости, неподвластных политическим метаморфозам и национальным преградам. Рамки филантропии в обществе не ограничены никакими препонами, кроме закона. В основе благотворительности лежат общечеловеческие ценности, возвышающиеся над противоречиями политических систем, нравственных, морально- этических представлений.

Благотворительность всегда и у всех народов - продукт своей эпохи, установленных исторических условий. Они и определяют масштабы благотворительности, ее материальные возможности, формы, методы и направления. В истории России благотворительность в той или иной форме присутствовала всегда.

Возрождение благотворительности в современной России связано с целым рядом проблем. И не только в том, что касается социальных нужд в наше непростое время. Но и с тем, чтобы восстановить те общественные традиции благотворительности, опыт которых мы имели в дореволюционной России. Необходимо выявить и раскрыть внутреннюю суть столь феноменального явления. Помощь ближнему, милосердие на Руси всегда носили самобытный характер.

Поэтому обращение к ценностным сто-ронам российской благотворительности, основанной на православной этике, отечественного меценатства, возникшего в XVIII веке с секуляризацией искусства и формированием методов его экономической поддержки обществом, к сокро-венному миру личности конца XIX - начала XX веков как никогда своевре-менно.

Изучение и анализ подобного опыта поможет на конкретных исторических примерах показать скрытый творческий потенциал отдельного человека и в то же время выс-ветить духовно - нравственные резервы общества нынешнего, которые, в значительной степени, определяются духовным потенциалом отдельного человека, ибо истинное богатство общества заключается в богатстве творческих личностей в нем.

Мотивацию современной меценатской деятельности можно рассматривать разно-сторонне. Для одних - это дань молодому веянию времени, для других - особый род подвижничества, стремление осознать личную ответственность перед обществом, поставить знак равенства между собст-венным богатством и общественным благом. Право быть меценатом - почетное право. Для этого нужен редкий талант, талант бескорыстной любви к культуре и искусству, талант сопричастности и понимания.

К началу