Культурология : НАУКИ О КУЛЬТУРЕ – ШАГ В XXI ВЕК : Статья
private theses

Билецкая О.В.

Управление культуры администрации Красноярского края

Красноярск

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНА
(на примере Красноярского края)

Разделение действующим законодательством форм собственности и видов бюджетов на три самостоятельных уровня: Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, привело к существенной дифференциации степени материально-технического оснащения и объемов финансирования бюджетных учреждений культуры различных форм собственности, находящихся в пределах одного административно-территориального образования - субъекта Российской Федерации. Залогом проведения единой государственной культурной политики на всей территории субъекта Российской Федерации может и должно служить преодоление реально существующей разобщенности органов управления культуры различных уровней власти, то есть восстановление управленческой "вертикали". Кроме того, необходимо избавиться от сложившегося в последнее время стереотипа представлений о том, что забота и реальная помощь органов власти могут проявляться только в отношении учреждений культуры, находящихся в их непосредственном ведении. В рамках существующего конституционного, гражданского и бюджетного законодательства Российской Федерации возможно объединение финансовых средств из бюджетов различных уровней и создание реальных управленческих рычагов, которые позволят, при наличии у региона соответствующего ресурса, обеспечить достойные условия для деятельности всех учреждений культуры, а также устранить несоответствие в выработке форм и методов управления культурным процессом на местах.

Примером преодоления управленческих барьеров и разобщенности субъектов, наделенных властными полномочиями, может стать опыт Красноярского края по созданию системы взаимодействия между управлением культуры администрации края и органами местного самоуправления края. Эта система начала формироваться в Красноярском крае в октябре-декабре 1999 г. Необходимость поиска новых неординарных управленческих решений была обусловлена сложнейшей ситуацией в отрасли культуры края в период 1998-1999 годов. Отличительной чертой того периода стало сокращение сети муниципальных клубов, библиотек, киноустановок, а также значительное снижение объемов деятельности учреждений культуры и искусства Красноярского края. Состояние материально-технической базы учреждений культуры находилось на критической отметке. Наметились признаки снижения уровня управляемости культурным процессом в крае, фактически к нулю было сведено взаимодействие с муниципальными органами управления культурой. Но, самое главное, - на этом фоне особую остроту приобрела проблема отрыва значительной части населения от накопленного культурного потенциала, проблема усиления дисбаланса в предоставлении культурных услуг городскому и сельскому населению, жителям центральной части Красноярского края и его северных отдаленных районов. Ситуация требовала поиска конструктивных управленческих решений.

Результатом этих поисков стала разработанная управлением культуры администрации края система взаимодействия с муниципальными органами управления культуры, которая представляет собой совокупность скоординированных действий субъектов культурной политики, направленных на сохранение единого культурного пространства региона.

Ее стратегическими задачами являются: преодоление кризисных явлений в отрасли культуры края, обеспечение реального доступа к культурным ценностям всех социальных групп и категорий населения, стимулирование многообразия субъектов и форм культурной жизни. Для решения этих непростых задач необходимо создание правового, финансового, материально-технического, кадрового и организационного фундамента, который послужит основой совершенствования и развития культурного процесса в крае.

Механизм взаимодействия, разработанный управлением культуры администрации края, включает в себя систематизированный комплекс мер в области осуществления единой культурной политики региона по нескольким направлениям.

1. Нормативно-правовое обеспечение культурного процесса, задачей которого является продолжение нормотворческой деятельности в сфере культуры края. Начало этому было положено краевыми законами "О культуре" и "О библиотечном деле в Красноярском крае". В рамках данного направления управлением культуры при непосредственном участии муниципальных органов управления культуры осуществляется разработка проектов законов края, регулирующих правоотношения в области культуры: "О музейном деле в Красноярском крае", "О кино в Красноярском крае", "О театрах и театральной деятельности в Красноярском крае". Совместная деятельность субъектов культурной политики в сфере отраслевого нормотворчества позволяет максимально учитывать мнения и предложения заинтересованных сторон и является важным фактором формирования на территории региона единого правового поля сферы культуры.

Кроме того, значительную роль в развитии культурного процесса играет программно-целевой метод планирования. К примеру, Законодательным Собранием края в 2000 году был принят Закон края "О краевой целевой программе "Поддержка сельской культуры Красноярского края" на 2001 - 2005 годы", предусматривающий выделение средств из краевого бюджета на общую сумму 130,5 млн. руб. для материально-технического обеспечения муниципальных учреждений культуры, а также проведения совместных культурных акций и иных мероприятий. Разрабатываются краевые целевые программы в области сохранности музейного и библиотечных фондов, поддержки народных промыслов и ремесел, развития клубного дела, осуществления информатизации отрасли и др.

2. Договорное регулирование отношений в сфере культуры. Заключаются соглашения о культурном сотрудничестве между управлением культуры и администрациями муниципальных образований - городов и районов края, предусматривающие не только долевое финансирование совместных мероприятий, но и согласование важных управленческих решений в области культуры, в том числе вопросов назначения на должность и освобождения от занимаемой должности руководителей муниципальных органов управления культуры.

3. Совершенствование системы управления культурой края. Важным шагом на пути позитивного развития управленческого механизма и укрепления партнерских взаимоотношений в области формирования и реализации культурной политики стало создание краевого Совета руководителей муниципальных органов управления культуры. В структуре Совета пять Координационных Советов по культуре, представляющих пять территориальных зон края. Сегодня эти общественные органы играют реальную роль в процессе управления культурой края путем согласования значимых проектов в области нормотворчества, кадровых назначений, разработки текущих и долгосрочных планов совместных действий, а также краевых и муниципальных целевых программ. Таким образом, реально воплощается в жизнь принцип общественно-государственного управления культурным процессом.

Через взаимодействие с Координационными Советами управление культуры получило возможность следить за организацией культурного процесса на местах, оказывать помощь депрессивным территориям, проводить зональные совещания, семинары-практикумы, конференции и др.

4. Финансовое и материально-техническое обеспечение культурного процесса. За счет средств краевого бюджета осуществляется приобретение с последующей безвозмездной передачей в собственность муниципальных образований транспорта и оборудования для муниципальных учреждений культуры и искусства.

5. Информационное обеспечение культурного процесса. В рейтинге проблем муниципальных учреждений культуры "информационный голод" занимает одно из первых мест. Для полного и достоверного освещения культурной жизни в крае управление культуры через ежедневное взаимодействие со СМИ осуществляет информирование о происходящих культурных процессах не только субъектов культурной политики, но и всего населения края. Гарантией долгосрочных отношений в области информационного обеспечения служат договоры о взаимном сотрудничестве, заключенные управлением культуры с большинством печатных и электронных средств массовой информации краевого центра. Кроме этого, важным источником получения сведений о состоянии и перспективах развития отрасли служат информационные бюллетени, издаваемые управлением культуры по разной тематике. Например, "Совершенствование системы управления отраслью", "Правовые основы культурного процесса", "Культура юга края" и т.д.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что созданная и реализуемая в Красноярском крае система взаимодействия органов культуры позволяет использовать эффективные инструменты управления для развития культуры региона в целом и является лишь первым шагом на пути становления нового управленческого механизма. Начавшийся новый (второй) этап взаимодействия в сфере культурной политики уже выходит за рамки отношений между органами управления культуры с целью расширения круга субъектов, участвующих в ее реализации. Основные направления:

- активное взаимодействие краевых методических центров с муниципальными учреждениями культуры;

- взаимодействие на краевом (муниципальном) уровне по горизонтали (управление культуры - органы управления иных отраслей хозяйства);

- взаимодействие управления культуры администрации края с управлениями культуры иных субъектов Российской Федерации.

Таким образом, на территории Красноярского края в сфере культуры формируется и осуществляется политика в более широком понимании, чем в привычных рамках административно-территориального деления, ведомственной принадлежности. Только такое взаимодействие позволяет объединить вокруг одной цели (проблемы) большое число различных координирующих подсистем, упорядочив их в специфической организационной структуре.

Механизм взаимодействия не предполагает какого-либо вмешательства в творческую деятельность организаций культуры и их работников. Основная задача совершенствования управленческого механизма состоит исключительно в формировании и обеспечении достойных условий для реализации творческих замыслов людей, непосредственно участвующих в процессе создания и распространения культурных ценностей, что является залогом прогрессивного развития культуры.

К началу