Культурология : НАУКИ О КУЛЬТУРЕ – ШАГ В XXI ВЕК : Статья
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ

Аванесов Ю.М.

Москва

к. ф. н., доцент кафедры социологии и политологии
Московского Государственного Университета Культуры и Искусства

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ

Современное развитие культуры представляет собой постоянно модифицируемый способ деятельности общества, который сопровождается возникновением новых, не исследовавшихся ранее феноменов. Одним из них является процесс саморегуляции культуры.

Саморегуляция, исходя из общей специфики данной категории, означает процесс внутреннего регулирования, в котором достигается внутренний баланс, равновесие, стабильность и покой в любом объекте материального мира.

Социальное равновесие достигается на основе универсального свойства социальной системы к саморегулированию и достижению баланса, содержанием которого является универсальная формула, выраженная структурным восполнением недостающих элементов. Данный процесс неисчерпаем; он подобен вечному двигателю, обеспечивающему социальное развитие и функционирование. Социально-культурная саморегуляция действует в системе социальной причинности и имеет свою устойчивую структуру. В эту структуру входят элементы-процессы, определяющие содержание действия саморегуляции вообще и социально-культурной саморегуляции в частности.

Структура саморегуляции имеет 3 подструктуры, которые представляются в качестве элементарной триады:

  1. Порядок – хаос – детерминация;
  2. Организация – дезорганизация – самоорганизация;
  3. Синергетизм – бифуркация – сингармонизм;

Каждая триада, а также перечисленные элементы, составляющие данные триады, функционируют самостоятельно и одновременно образуют системное целое, которое содержится в механизме социо-культурной саморегуляции.

Порядок, точнее социальный порядок, содержит системный баланс, который исключает возникновение конфликтов, а случайные противоречия, возникающие в социально-культурной сфере, уравновешены и находятся под систематическим контролем со стороны государства.

Хаос исключает взаимообусловленность между элементами общественной системы. В сложных системах вероятность наступления хаоса вполне допустимая вещь. Хаос связан как кризисом управления системой, так и с кризисом самой системы.

В принципе, в генезисе любой сложной системы существует временной отрезок, когда структурные элементы не взаимодействуют, а существуют сами по себе и функционируют автономно. Но хаос не длится вечно. При конечной стадии хаоса начинают вызревать и набирать силу саморегулирующиеся процессы, которые содержат формы детерминации.

Детерминация регенерирует причинно-следственные связи и зависимости, которые в свою очередь свидетельствуют о возникновении функционирования основных сфер жизнедеятельности общества. И, чем глубже и обширнее детерминационные процессы, тем устойчивей функциональность системы. Детерминация обуздывает хаос и наступает порядок. Круг замыкается, система саморегулируется.

Рассмотрим вторую триаду.

Специфика проявления саморегулирующихся процессов в организации социальной системы заключается в том, что в нее вовлечены люди со своими интересами, внутренними переживаниями, психо-эмоциональными состояниями, связанными с личностным миропониманием и мироощущением, а также с нравственной культурой самой личности. В любой организации существует “неписаный кодекс поведения”, характеризующийся организационной культурой. Неподдающийся регламенту регулирования, “неписаный кодекс поведения” во взаимоотношениях между людьми проявляется через саморегуляцию. “Неписаный кодекс поведения” проявляется в любых социальных системах. Следовательно, и саморегуляция в отношениях между людьми действует на всех уровнях общественной системы как по вертикали, так и по горизонтали. Организация в социально-культурной сфере определяется целесообразностью функционирования социально-культурных типов.

Дезорганизация обозначает отсутствие целесообразной связи, содержанием которой является процесс подчинения и соподчинения структурных элементов социально-культурной системы. Дезорганизация в социально-культурной сфере обуславливает стагнационные процессы и, как следствие, агонизацию властных структур.

Дезорганизация также имеет временной отрезок и различные степени проявления. На помощь социальной системе приходят объективные процессы саморегуляции, которые стимулируют проявление процессов самоорганизации, так как любая система стремится к устойчивой структурной упорядоченности. Самоорганизация содержит в себе позитивный заряд стабилизации социально-культурной системы в момент отсутствия организационных начал. Самоорганизация и саморегуляция не являются тождественными понятиями. Степень и качество их проявления на социально-культурном пространстве определяются по-разному. Никогда не произойдет самоорганизация системы, прежде чем не завершатся саморегулирующиеся процессы. Самоорганизация осуществляется через саморегуляцию.

Процесс самоорганизации содержит в себе самоупорядочение элементной структуры системы. Элементы структуры самодертерминируются на основе саморегуляции, что способствует самосовершению причинно-следственных зависимостей и возникновению саморегулирующихся начал.

Теперь перейдем к анализу последней немаловажной триады, входящей в структуру саморегулирующихся процессов.

Синергетизм обозначает процесс социальной рефлексии, содержанием которого является функционирование саморазвития социально-культурных причин в системе достижения общей цели, которую ставит перед собой общество. Социальная рефлексия – довольно-таки сложный процесс, и проявляется он в такие исторические моменты, когда деструктивные силы внутреннего и внешнего свойства могут привести к гибели общественной системы.

Тем не менее, как в истории, так и в человеческой культуре, объективно существуют необратимые процессы, которые в одно мгновение превращают реальность в историю. Стрела времени действует настолько стремительно, насколько сила абстрактного мышления человека способна зафиксировать реальные мгновения человеческой жизни. Обществоведы эти мгновения живой истории назвали бифуркацией, что в переводе с латыни обозначает раздвоение, считая видимо, что раздвоенность мгновений как раз и заключается в их реальности и историчности.

Бифуркация, как социальный процесс, в силу своей необратимости может в одну секунду нарушить систему функциональной рефлексии, посредством возникновения и материализации необратимых процессов.

Сингармонизм, а точнее социально-культурный сингармонизм, сводит к минимуму последствия бифуркационных процессов, так как в принципе устранить социальную бифуркацию невозможно. Этот процесс не зависит от воли людей. Просто параллельно процессу социальной и культурной бифуркации существуют и действуют сингармонические социально-культурные процессы, которые в социально-культурном пространстве создают особые условия для вступления в действие социально-культурной синергии.

Отличие социального сингармонизма от социального синергетизма заключается в том, что в первом случае элементы социально-культурной системы находятся в диалектическом состоянии, создавая социально-культурную органику и социально-культурную гармонию. Во втором же – элементы социальной системы функционируют одновременно, но автономно и без органичности.

Если учесть, что системообразующим механизмом в обществе является саморегуляция культуры, то данный аспект может, по сути, явиться новой методологией к изучению многофакторных явлений в культуре и обществе.

Многообразие мира человека, его культуры, сводится к единому принципу саморегулирования на основе осознанного действия.

Неисчислимый конгломерат субъективных регулирований на основе осознанного соглашения, согласия, компромисса и т. д., в процессе взаимодействия из сферы субъективной деятельности переходит в объективную форму саморегуляции, в которой становится необходимостью по отношению к субъектам действия и предстает как закономерность развития культуры.

К началу