Рогальский Е.И.

СТРУКТУРЫ ТВОРЧЕСТВА В ПОЛЕ БЫТОВАНИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ

Если мы обратимся к определениям творчества, данным в работах наиболее репрезентативных исследователей творчества и смысла жизни, то можно усмотреть скорее "заставочную", эмоциональную доминанту при попытке предложить характеристику творчества в контексте смысла. Видимо, такова уж магия этого знакового понятия в русской словесности, и именно понятия "творчества", а не все чаще употребляемого в отечественной (в западной же, как правило) литературе понятия "инновации".

В работах [1, 2] при рассмотрении проблемы смысла жизни была прослежена логика постижения смысла, обоснованная затем опытом его обретения; дано определение Смысла жизни как Творчества; показано, что человек действительно (законно!) укоренен в бытии благодаря наличию особого специфического закона - закона Творчества (закона Смысла жизни); выявлена также значимая для мировоззренческой ориентации двуплановость семантики самого понятия Смысла жизни как творчества: с одной стороны, Творчество выступает как смысл человеческой жизни, определяя человека как космического феномена (и здесь смысл выступает как категория онтологии); с другой стороны, творчество являет собой смысл жизни данного человека во всем его персонифицированном "обрамлении" (и здесь смысл выступает как категория аксиологии). Но этим самым, как мы полагаем, выстроен пока только каркас Дома, именуемого Смыслом. Обустроить Дом, обжить его, - значит, предложить ответы на ряд уже "интерьерных" проблем, не менее важных, чем предшествующие.

Напомним, что в основе способа отражения (здесь термин "отражение" означает наличие всех форм субъект - объектных взаимодействий и лишен какой-либо механистической трактовки или идеологической окраски) возможно выделение двух, наиболее полярных, аспектов отражения: первый аспект - отражение "через понятие", посредством абстрагированных символов, знаков, формул, за которыми человек "скрывает" вполне объективные стороны, грани осваиваемой им действительности; второй аспект - отражение "через образ", когда окружающий мир находит свое наиболее полное, целостное выявление - отражение в образах. Мы уделяем внимание, казалось бы, тривиальным на сегодня суждениям о понятии и об образе только потому, что далее нами будет выявляться характерность, особость их легитимации в структуре разрабатываемой концепции Смысла жизни как Творчества.

Каковы формы соподчиненности аспектов отражения и далее - аспектов творчества? Не останавливаясь на подробной детализации наших умозаключений, отметим следующее: при первенствующей роли первого аспекта творчества (как "аналитика" и "дифференциатора"), - главенствующая роль принадлежит второму аспекту творчества (как интегратору, "воссоединителю"). Это положение закона Творчества играет существенную роль при рассмотрении и анализе многих явлений, связанных с жизнью человека, реализацией смысла его жизни. Если в каком-то контексте бытия оказывается возможным (стихийно или сознательно) полное и свободное проявление первенствующей роли первого аспекта и главенствующей роли второго аспекта творчества (позволяющих наиболее оптимально соединить особенности аспектов в направлении свободной и ответственной творческой деятельности субъекта), - то в этом случае мы будем говорить о гармонической конфигурации аспектов творчества и считать это обстоятельство основным положением закона Творчества. Являясь таковым, означенная гармоническая конфигурация аспектов должна быть необходимо свойственна творческой деятельности каждого человека. Отход человека по тем или иным причинам (которые мы пока не анализируем) от участия в творческой деятельности с соблюдением гармонической конфигурации аспектов неизбежно вызывает дисгармонию в деятельности человека, объем и амплитуда которой (дисгармонии) зависит от конкретных видов и качественности творческих актов по обоим аспектам. Отход же человека от участия хотя бы в одном (единственном) творческом акте по любому из аспектов означает вступление в силу решающих противоречий между данной конкретной деятельностью человека ("дрейф" деятельности от креативной - к репродуктивной) и законом Творчества. Если человек по тем или иным обстоятельствам не устраняет (стихийно или сознательно) возникающего противоречия, то последнее, все более обостряясь, приводит, в конечном счете, к утрате Человеческого в человеке, к прекращению реализации Смысла жизни, и, в таком понимании, - к гибели индивида как Человеческого феномена.

Отметим, что обретение полноты восприятия жизни (как эмоционально-чувственного следствия реализации смысла жизни) [1, 2] возможно и при участии только в одном иерархически значимом для конкретной личности творческом акте по любому из аспектов творчества (такова уж властная и всеохватывающая сила творчества!). Однако же, амплитуда, объемность, наконец, вселенскость чувств, возникающих в душе человека (как зачастую и общечеловеческая значимость) будут неизбежно возрастать при переходе к многотворческим акциям. И кстати, не случайно бытует точное выражение, что "талантливый человек талантлив во всем". Эта фраза является лишь внешним выражением того обстоятельства, что талантливость (синоним творческого начала в человеке, эмерджентности его) неизбежно, в соответствии с законом Творчества, порождает экспансионистские тенденции по переходу от одного творческого акта к многотворчеству. Но если в бытовом (нередко и теоретическом) сознании эта фраза означает, что талантливому человеку многое дано от природы (как счастливое исключение), то с развиваемых здесь позиций о роли закона Творчества, эта фраза означает, пожалуй, и более значимое: у талантливого человека природой сняты (как нормативно не долженствующие уже быть) биологические барьеры для естественно присущего человеку (потенциально любому человеку!) наиболее полного вхождения в сферу действия закона Творчества - стремления к многотворчеству, реализации тем самым в полном формате Смысла человеческой жизни.

Напомним, что, в принципе, осуществленность творчества в указанном полном формате, - т.е. в Творчестве, - доступна лишь совокупному субъекту, - человечеству, - как феномену бытия. Но как и в формах онтогенеза (становления индивида) проявляются этапы становления всего рода человеческого (филогенеза), так и в совокупных творческих актах отдельного человека прослеживается устремленность его к широтности и глубинности масштабов самого Творчества.

Противоречие между стремлением человека под действием закона Творчества участвовать во все возрастающем количестве творческих актов на базе увеличивающегося количества языков творчества и реальными возможностями (в основном, биологического, но также и социального на сегодня, - как форма отчуждения, - свойства), ограничивающими его участие, как минимум, в двух (один по первому и один по второму аспектам) творческих актах (а в наше время, зачастую, вообще лишающих человека возможности заниматься любой творческой деятельностью!), - является движущим противоречием человеческого бытия при реализации смысла его жизни. Разрешение указанного противоречия происходит для каждого конкретного индивида своим особым путем и со всеми индивидуальными трудностями, горестями и, конечно, радостями, в случае позитивного исхода.

Разумеется, существенную роль в скорейшем разрешении означенных противоречий играет сам факт осознания конкретным человеком смысла жизни именно как Творчества. Вне такого понимания (позиция стихийного творчества), человек, подчиняясь все же действию объективного закон Творчества, неизбежно будет через преодоление многих противоречий выходить (если он не хочет утратить в себе человеческое начало) на путь творческой деятельности. Но этот путь будет и более извилист, и более противоречив, и существенно более драматичен [2, 3]. Напомним, что к Творчеству (как категории онтологии) неприменимы вопросы типа "зачем, во имя чего само Творчество?", - хотя следует считать благотворными попытки уразуметь ракурс такой неприменимости, - в то время как эти вопросы необходимо и должно формулировать внутри аксиосферы конкретного творящего индивида [об этом см. 2].

Подводя в данных заметках краткий итог "распознавания" Творчества в поле бытования Смысла жизни и идя на риск определенного схематизма (а когда и где в начале познания нового удавалось избежать такового, тем более, что познание итоговой истины всегда "истекает в бесконечность"?), можно перейти от ранее выстроенного нами, в основном, онтологического каркаса определению "Смысл жизни есть Творчество" к уже вполне развернутому и укомплектованному минимально необходимым на сегодня внутренним "интерьером" суждению: "Смысл человеческой жизни (как феномена Бытия) есть Творчество, реализуемое через участие каждого конкретного человека (через смысл жизни данного человека, - как феномена культуры, - через персонифицированный смысл) в совокупной творческой, свободно изъявляемой и ответственно ориентированной деятельности (в творческих актах) по Первому аспекту творчества ("через понятие") и по Второму аспекту творчества ("через образ") на базе все увеличивающегося количества и качества языков творчества с соблюдением гармонической конфигурации аспектов (полного и свободного проявления первенствующей роли Первого аспекта и главенствующей роли Второго аспекта творчества). При этом содержание понятий "творчество", "творческая деятельность", "творческий акт" заключается в раскрытии и реализации нового качества, новой "тайны" бытия, "расщеплении" бытия: открытии человеком еще не ведомого ему или создании им еще не существовавшего".

Некоторая тяжеловесность конструкции такого суждения определяется формульным способом его построения. Нам же важно отметить, что при любой "свертке", любом "упрощении" этого суждения неизменным остается его сквозной императив: Смысл жизни есть Творчество.

Не лишним является вполне самокритично отметить в заключение, что данное определение Смысла жизни получено как следствие эмпирического обобщения, чем, в общем-то, является подавляющее большинство не только философских дискурсов. Однако, к моменту завершения этих заметок нам удалось, как мы считаем, выйти к истокам уже более строгого научного обоснования в подходе к проблеме смысла "снизу", т.е. со стороны первичных (апробированных в подавляющем большинстве явлений косной и живой материи) физических законов природы, о чем предполагается сообщить в одной из следующих работ.

Литература
1. Рогальский Е.И. Логика постижения и опыт обретения смысла жизни / Актуальные проблемы науки в исследованиях российских и зарубежных ученых. - М.: Компания Спутник +, 2000.
2. Рогальский Е.И. Онтолого - культурологические аспекты смысла жизни, творчества, свободы / Актуальные проблемы науки в исследованиях российских и зарубежных ученых. - М.: Компания Спутник +, 2000.
3. Каган М.С. Человеческая деятельность. - М., 1974.

К началу