Валентина Ефремова
ТАМ, ГДЕ РОЖДАЕТСЯ ЧУДО

Дорога из Пушкино до Сергиева Посада занимает немало времени, но оно пролетает быстро, когда смотришь из окна поезда — какая красота кругом! Россия здесь почти не изменилась с тех времен, когда была сама собой. Деревянные избы, поля, леса — эта картина рождает в душе предчувствие встречи с иной красотой, рожденной руками человека. И где же, как не на этой духовно богатой земле, может родиться художник, который посвятил свое творчество уникальному церковному искусству.

Красота и чудеса существуют рядом с нами, главное, суметь их увидеть.
Нам выпало большое счастье жить на уникальной территории России — в Подмосковье.
Подмосковье богато интереснейшими местами: это и старинные монастыри, основанные Сергием Радонежским и его учениками, и усадьбы, связанные с именами писателей, поэтов, художников, создавших великую русскую культуру, и старинные города, каждый из которых оставил свой след в истории России, значительный и неповторимый.
Очень привлекателен в этом плане для гостей из других областей России и зарубежья Сергиев Посад. Возможно потому, что атмосфера этого города наполнена добром, светом и божественностью. Да и как может быть иначе, ведь средоточием его является основанная в 1340 году Сергием Радонежским Лавра. Она — подлинная энциклопедия русского зодчества, ансамбль монастыря создавался 15-18 столетий!
Здесь же многие годы трудился один из самых ярчайших художников России — иконописец Андрей Рублев.
Но моя история будет о нашем современнике, талантливом художнике Филинине Валерии Ивановиче, которого подарил нам Сергиев Посад. Валерий Иванович художник особого рода, он пишет свои произведения без помощи красок и кистей. Его слугами являются дерево, инструменты для резьбы и линии, которые благодаря умелым рукам мастера превращаются в произведения искусства.
Валерий Иванович ждал нас в гости. Я сразу обратила внимание на глаза этого человека: они излучали добро и спокойствие, которое распространялось на все, что его окружало. Как уютно в его доме! Многое создано руками художника, и абсолютно во всем присутствует его душа. Нам предстоял интереснейший разговор о творческом пути, и самым лучшим местом для такой беседы была признана святая святых — мастерская. Мной овладел истинный восторг, и я сразу попала под очарование работ, которыми была наполнена эта комната. И это все под силу создать человеку?! Я с трепетом наблюдала за каждым движением мастера, а он начал свой рассказ:
— Окончил я Абрамцевское художественное училище и некоторое время занимался декоративной резьбой и оформлением интерьеров, классных кабинетов. Однако мне всегда хотелось вкладывать в свои работы больший смысл. Я русский человек, а история русской культуры основывается на церковном искусстве. Конечно, со временем под влиянием Европы сложилась и светская традиция, но все это имеет небольшое содержание. А вот в иконе есть сакральный смысл.
Очень интересна, кстати, судьба иконописи в России. Икона возникла еще до зарождения древнерусской культуры и получила распространение во всех православных странах. Важно, что нигде иконопись не достигла такого развития, как на Руси, нигде не создала столько шедевров и не стала на протяжении столетий излюбленным видом изобразительного искусства целого народа. А ведь школы иконописи возникали в Египте, Эфиопии, Грузии и других странах. В Древней Руси именно икона стала такой же классической формой искусства, как в Египте — рельеф, в Греции — статуя, а в Византии — мозаика.
Властно приковывая к себе взоры молящихся, иконы превращали даже самую убогую церквушку в сказочную сокровищницу линейных ритмов и звонких красочных сочетаний, создававших образный строй, исполненный волнующей одухотворенности. И также сияли они при свете лампады в крестьянской избе, просветляя своей утешительной гармонией жизнь русского человека, проходящую в заботах, раздумьях и тяжелом труде. А жизнь того времени, жестокая и бесправная, требовала какого-то утешения. Нет сомнения, красота иконы, столь созвучная красоте мечты о справедливом мире, скрашивала эту жизнь…
Домашний иконостас. Резьба, тонировка, липа, дуб. 2006Судьба русской иконы непроста. Были моменты в истории нашей страны, когда иконопись едва не постигло забвение. Значительную роль сыграли реформы Петра I, повернувшие Россию на Запад, и грозные события 1917 года, когда закрывались тысячи храмов, и уничтожались принадлежащие им вещи, в том числе и иконы. Но на земле, оберегаемой Богом и святыми, церковь сохраняет своих мастеров и традиции.
— Свою первую икону я вырезал в 1986 году, — продолжает художник, — это был Сергий Радонежский. Мне работа не понравилась. Хотелось сделать что-то максимально близкое к иконописи, но это очень сложная задача, ведь иконописцы используют в своих работах краски, линии и другие средства для подчеркивания содержания, а в моем распоряжении находились только линии и рельеф, получаемый за счет них.
Дело в руках настоящего мастера никогда не пропадет, и Валерий Иванович начал воплощать задуманное. Он начал изучение с самого начала, можно сказать, с фундамента — с истории иконописания. С риском для себя друзья художника выносили из духовных академий, где учились, книги по руководству к писанию икон, которые Валерий копировал, а потом опять превращал в добротные книги.
— Вот они и сейчас стоят на полке, — хвастается мастер. — В наше время достать их не составляет труда, а тогда это была целая история.
Полки в мастерской заставлены книгами на тему иконописи, истории икон, и разными другими, которые хоть как-то имеют отношение к тому, чем он занимается. Для настоящего мастера важна каждая деталь, мельчайшая линия и поэтому надо смотреть в глубину. Работа художника непроста, но она приносит свои плоды. На счету Валерия Ивановича многочисленные выставки на Родине и за границей. На родной земле он был участником широко известных Всероссийских Художественных выставок "Возрождение", "Преображение", "Наследие".
— В 1992 году в городе Урбино, что расположен в Италии, прошла моя персональная выставка. Тогда мы были одни из первых русских, которые показывали свое творчество в этих местах, нас даже снимало телевидение, и все с интересом наблюдали за нами.
После знакомства с режиссером, который занимался документальными фильмами о традиционном народном творчестве, я принял участие вместе с несколькими мастерами, в выставках в Париже и Женеве,— вспоминает мастер.
Однако ближе художнику Россия, и как только стало возможным трудиться на ее благо, он начал работать здесь. — В Большом Кремлевском Дворце мы реставрировали 3 царских трона,— Валерий Иванович достает аккуратно и с любовью составленный альбом и показывает мне фотографии.— А вот храм Воскресения в Москве, на бывшем Семеновском кладбище, резной иконостас — моя личная работа. Вот еще что интересно: совсем недавно один человек заказал мне сделать молельную комнату в его доме. Я сейчас этим и занимаюсь. Это одна из самых интересных работ.
Я смотрю фотографии и понимаю, что нахожусь рядом с талантливым человеком, а в нем нет ни гордыни, ни той самой "звездной болезни", которая присуща людям, не столь достойным называться талантливыми. А этот человек занимается делом ради самого дела. Он мог бы загордиться, — ведь сам князь Оболенский заказал ему вырезать икону Святого Михаила Черниговского, своего предка. Я вижу благодарственное письмо от князя из Брюсселя и в который раз удивляюсь заслугам моего собеседника.
— Я считаю себя в какой-то степени продолжателем древней традиции. Изначально резная икона имела значение выносной: ее могли брать в дорогу, в походы. Постепенно, с развитием печатного дела в стране, традиция резных икон стала исчезать, а значит, ее необходимо было кому-то возродить.
Пока в нашей стране есть такие мастера, ни о каком упадке русской культуры говорить не проходится. Их мало, но они есть. И мы можем по-настоящему гордиться, что живем с ними на одной земле.

Журнал "Тема" №4, май 2006


Валерий Филинин
СВЕТЛЫЙ МИР ДЕРЕВЯННОЙ ПЛАСТИКИ

Что может быть созвучно древнерусской иконе яркостью красок, многообразием форм и оригинальностью образов? Трудно найти нечто более близкое России с ее преданиями и легендами, нежели бытовая и монументальная деревянная резьба, плоский рельеф и скульптура. Лучшие образцы резных икон и крестов можно увидеть в Государственном Историческом музее, Третьяковской галерее, Русском музее и Музее имени Андрея Рублева.
В Новгороде, Ярославле, Ростове Великом, Суздале, Сергиев Посаде, Твери сложилась традиция резной иконы и резного креста, которая продолжается до сего времени. Из поколения в поколение передавалось на Руси мастерство художественной резьбы по дереву. Именно здесь, в стране лесов, были все условия для процветания этого вида искусства, прежде всего наличие добротного материала — древесины липы, которой под руками резчиков всегда было более чем достаточно. В православном церковном убранстве исключительной тонкости резные иконы и кресты, расписанные красками или сохраняющие фактуру натурального дерева, служили моленными образами и часто являлись храмовыми святынями.
Многие приемы художественной обработки дерева, применявшиеся древними мастерами, стали отличительными признаками работы русских резчиков: умение выделить общий силуэт и образ скульптуры, одновременно подчеркнув природную структуру дерева, любовь к украшению плоским орнаментом и не столько объемную, сколько рельефную трактовку формы.
Материалом для резьбы служила в основном липа, она пластична, доступна, однако резчики использовали также привозную древесину кипариса, почитавшуюся у христиан священной. Из кипариса, по приданию, был сколочен крест, на котором распяли Христа. На Руси в Средние века из кипариса обычно старались делать небольшие иконки-складни, кресты с весьма мелким рельефным изображением. Обычно это было доступно лишь очень богатым заказчикам.
Лучшие произведения рельефной лицевой резьбы, традиции которой сложились в XVI веке, созданы московскими мастерами. Пример тому — "Меленное место" Ивана Грозного в Успенском соборе Кремля.
Делая из дерева имитации драгоценного литья, резчики по дереву старались не уступать мастерам живописи ни в точности рисунка человеческих фигур, ни в тщательности и тонкости разделки их форм, черт лица, складок одежды, используя для одежды те же иконографические образцы, что и иконописцы. Мелкая пластика — вид резьбы, дающий представление о развитии ваяния на Руси с конца XI века. Сохранилось довольно много икон, вырезанных в ХV-XVII веках, среди которых произведения новгородских, псковских, московских, среднерусских и северных резчиков.
Одни иконы служили в качестве выносных, другие предназначались для установки на стенах крепостей и церквей в нишах-киотах. Рельефные иконы меньшего размера предназначались для личного пользования, были фамильными и принадлежали частным владельцам. Такие иконы брали в деловые поездки и военные походы. В историко-художественном музее Сергиев Посада сохранились образцы деревянной резной иконы, по которым можно проследить развитие традиций православной пластики с XV века до нашего времени. Здесь есть работы мастера Амвросия, ученика Сергия Радонежского (1460), иконки и складни И.С.Хрустачева (середина XIX века), И.А.Цирюльникова (конец XIX века) и Василия Петровича Ворноскова (начало XX века), который не только продолжил традицию, но и развил ее в новой технике плоскорельефной резьбы "абрамцево-кудринской" (Ворносковской). Современная традиционная резная икона представлена работами Анатолия Ивановича Сысолова, Валерия Ивановича Филинина, Степана Сергеевича Колесникова.

Журнал "ДЕКО", май-июнь 2006